Путешествия А.В.К.

 Владивосток-2022
 

  © Клюшник А.В.


С О Д Е Р Ж А Н И Е:

• День прилета из СПб через Москву • Посещение Безымянной батареи + Обзорная экскурсия • Посещение Музея истории Дальнего Востока и Художественной галереи + поездка на Фуникулере • Экскурсия на остров Русский к Ворошиловской батарее + посещение Океанариума • Экскурсия на Форт №7 • Экскурсия на мыс Тобизина на Русском острове • Поездка на сопку Бурачка и в музей Подлодки С-56 + экскурсия "Морская панорама" • Экскурсия в бухту 5 Охотников и на мыс Таранный • Дегустация морепродуктов в кафе "Октопус" • Экскурсия на джипе "Вокруг острова Русский" • Поездка по маршруту: Ботанический сад - пляж Шамора - пляж Стекляшка - батарея №198 на сопке Холодильник • Экскурсия на Форт №1 + поездка в Нагорный парк и на сопку Крестовая • День отмененного рейса в Москву, отель и питание за счет Аэрофлота • Вылет в Петербург через Москву


Путешествие во Владивосток - самое дальнее из всех, которое и я, и супруга когда-либо совершали, и навряд ли мы еще отправимся так далеко от Петербурга. Лететь туда из Москвы около 9 часов, еще час между Москвой и СПб. Разница во времени 7 часов, это очень чувствуется несколько дней после перелета, особенно в обратную сторону. Облегчало (и добавляло надежности в планах) то, что все путешествие было привязано к одному отелю и сроку моего отпуска, совпавшему с периодом осеннего туристического кешбэка. Из этого отеля я планировал радиальные выезды на экскурсии, некоторые самостоятельно, но большинство через турфирму ("Пять звезд"), все с учетом прогнозов погоды, так что скучать там не пришлось.

Был выбран отель "Экватор", 3 звезды, в центре города на Тигровой сопке. Вообще-то я сначала смотрел находящийся рядом отель "Азимут", 4 звезды, с видом на море и завтраками с 7 утра, но наткнулся на массу отзывов о том, что там очень тесные номера, толпы в ресторане и все это по большим расценкам. Поэтому, как только "Экватор" подключился к программе кешбэка, мы забронировали там двухкомнатный полулюкс, с видом на Амурский залив и Спортивную гавань, на противоположной стороне - вершина Тигровой сопки с небоскребами, мы туда не поднимались. Да, в номере не было сейфа и завтраки в отеле только с 8 утра, один раз пришлось заказывать ланчбоксы, кондиционер в номере зачастую не хотел включаться на обогрев, но был и электрический обогреватель, его мы все время таскали между гостиной и спальней, изолированной таким образом от телевизора и холодильника.

Я надеялся, что в начале октября в Приморье должна была быть теплая погода. Реальность оказалась другой. По понедельникам каждой из двух недель поездки проходила волна похолодания с сильным ветром. И если первый раз небольшие дожди прошли ночью, то во второй весь день были ливни с порывами ветра, пришлось корректировать свои планы. В остальное время было в основном холодное солнце с хорошей видимостью, можно было любоваться панорамами города и моря во время экскурсий и прогулок.

Что обращает на себя внимание во Владивостоке? Там - сопки и пробки. Эти сопки зеленого или бронзового (осенью) цвета украшают все панорамы. Ну и улицы с резкими подъемами и спусками, забитые подержанными японскими праворульными машинами... Иногда проехать на такси довольно трудно, на автобусе еще труднее. Но нам нужно было просто дойти утром на точку сбора экскурсии, в большинстве случаев к памятнику трубачу с флагом, это 10 минут вниз от отеля по Тигровой улице, затем по Светланской до площади Борцов Революции. Один раз к железнодорожному вокзалу, вниз по 1-й Морской улице, тоже 10 минут. А любимым кафе оказалось "Не Рыдай" в начале Светланской улицы, в здании отеля "Версаль", там приличная еда и интерьер в стиле модерн начала XX века. И еще нам посчастливилось попасть в период ремонта двух центральных подземных переходов на площади Борцов Революции, пробирались в них прямо под строительными лесами, иначе не пройти было.

 

 День прилета из СПб через Москву (02.10)

 

Вообще-то путешествие мы начали 1 октября, перелетом из Пулково в Шереметьево. Два с половиной часа трансфера я смог скрасить просмотром очередной серии Мединского по ТВ "Культура", посвященной истории Павла I. А затем 8 часов полета во Владивосток, с плотным ужином и более легким завтраком, все равно выдержать перелет было довольно трудно.

После прилета посетили столовую аэропорта Кневичи, затем взяли через Яндекс такси до отеля.

Быстрое размещение, и можно было отоспаться после 7-часового сдвига по времени. Но я все-таки сбегал на разведку налегке, сначала в ближайший продуктовый магазин на Тигровой улице, затем к центральной площади, там почувствовал, что поднимается ветер похолодания, и побежал обратно.

Ближе к вечеру собрались на прогулку, сначала в парк на набережной Спортивной гавани.

Оттуда начинается местный Арбат - улица Адмирала Фокина, с тремя фонтанами, которые уже были отключены на зимний период. Сверху все увешано лампочками, и надо было вернуться туда, как стемнеет.

Небольшой круг через центральную площадь, начало Океанского проспекта, Семеновскую улицу, рынок над улицей Корабельная Набережная.

И вот мы вернулись к лампочкам на Адмирала Фокина.

Затем вышли к Светланской улице, посетили столовую "8 Минут" в советском стиле, увидели подсвеченный артобъект "Семь сопок". Тогда мы еще не поняли, что это означает.

Спустились вниз к пляжу у Спортивной гавани. Короткая прогулочная набережная вся в точках общепита и развлечений, народу немного, некоторые даже купались там, где был деревянный настил с лестницей в море. Впереди все упиралось в забор перед комплексом высотных зданий. Обратно поднялись по лестнице в сторону кинотеатра "Океан" и нашего отеля.

 

 Посещение Безымянной батареи + Обзорная экскурсия (03.10)

 

В следующий день - понедельник - начинаем осваивать окрестности. Завтрак в кафе отеля, затем короткая дорога по тропе через заброшенную стройку к Тигровой улице и далее в турфирму "Пять звезд".

Эта турфирма, самая раскрученная во Владивостоке, находится на местном Арбате - улице Адмирала Фокина. Сразу приобрели 5 автобусных экскурсий и еще записались на 2 экскурсии на джипах, хотя и без гарантий, что они состоятся. И я ощутил осеннюю реальность: дальние экскурсии с катерами отпали, поскольку не сезон, а на поездки в Уссурийск и Находку меня отговорили, поскольку дорога в 3-4 часа в один конец не стоила ожидаемых впечатлений.

До 14 часов время оказалось свободным. И мы направились к Безымянной батарее, находящийся совсем недалеко.

Самая батарея. с устаревшими 9-дюймовыми береговыми пушками образца 1867 года, была разоружена в 1923 году. Во время войны здесь размещалась зенитная батарея. А с 1996 года здесь находится музей "Владивостокская кремость, где собраны экземпляры разных типов боевой техники, списанной в разное время с Тихоокеанского флота. Так, в орудийных двориках находятся 130-мм корабельные орудия Б-13, 85-мм орудие 90-К, 100-мм Б-34. Рядом с ними зенитные пушки АК-630 и 2М-3

Казематы батареи соединены между собой в одну экспозицию об истории Владивостокской крепости. Представлены планы, макеты и диарамы фортов, картины местных художников, больше всего любящих рисовать виды со рвами и кофрами.

Кроме пушек, есть также и некоторые устаревшие типы противокорабельных ракет. Заканчивается все панорамой в сторону Спортивной гавани, раньше там были позиции двух скорострельных 57-мм пушек Норденфельдта, сейчас на их месте стоят 85-мм корабельные установки 90-К

По дороге к отелю зашли в кафе "Пекарня Мишеля". Выпечка вполне приличная, цены высокие.

В 14:00 началась обзорная автобусная экскурсия. Примерно за полчаса мы уже были на площади Борцов Революции. А там оказался включенный фонтан.

И вот поехали. В мрачном красном автобусе, где окна заклеены красной пленкой (пришлось во всех снимках делать цветокоррекцию), а в интерьере по верху еще какие-то полушторы погребального типа. Нет, сидеть было удобно, и рассказ экскурсовода (Татьяна Ивановна) приличный. Первый выход был у колоннады на Набережной.

Но больше понравился выход к Токаревскому маяку, пройти к нему на косе из гравия в этот день можно было без проблем.

А это кадры с обратной дороги от маяка к автобусу.

Следующая остановка была у памятника А.И. Щетининой, первой женщине - капитану дальнего плавания. Со смотровой площадки видны ледокол на стоянке внизу, а вдали - канал, отделяющий остров Елены от Русского острова.

Поехали к площади у железнодорожного вокзала.

С площади есть проход к Морскому вокзалу, с его галереи открывается самая главная панорама центра Владивостока с сопками, бухтой Золотой Рог, кораблями на стоянке, Золотым мостом. Внизу все причалы забиты привезенными японскими праворульными подержанными автомобилями, все они с правым рулем, ждут своей очереди на растаможивание. А на обратном пути виден совсем новый вокзал Аэроэкспресса, он нам понадобится в конце путешествия.

Короткий переезд и очередной выход под Адмиральским сквером, у музейной подводной лодки С-56. Но в лодке выходной день, и мы, через некоторое время, идем к восстановленной достопримечательности - Арке Цесаревича (будущего императора Николая II), приехавшего во Владивосток после Японии. Рядом музей в бывшем здании библиотеки, в ее стенах побывал А.П. Чехов во время остановки 15-19 октября 1890 года на пути с Сахалина в Одессу. Но в саду библиотеки памятник главному историческому деятелю Владивостока - путешественнику В.К. Арсеньеву с дочерью.

Экскурсия завершилась просто катанием на автобусе через Золотой и Русский мост до ДВФУ (Дальневосточного Федерального Университета).

Возле Университета развернулись в обратную сторону. Теперь справа возле Русского моста можно было увидеть реконструкцию Новосильцевской батареи, а за мостом - остатки позиций Назимовской батареи.

Ну и после приезда мы заскочили в Столовую №1 рядом со Светланской.

 

 Посещение Музея истории Дальнего Востока и Художественной галереи + поездка на Фуникулере (04.10)

 

Ночью прошел холодный фронт с дождем, и погода резко изменилась. Стало солнечно, но холодно, с пронизывающим северным ветром. С утра, еще перед завтраком, смотрим на море (Амурский залив) с белыми барашками.

Холодрыга с ветром была предсказана в прогнозе, поэтому никаких экскурсий мы не покупали, решили сами прогуляться в центре. День начали со спуска по 1-й Морской улице к Железнодорожному вокзалу.

Затем - Морской вокзал с солнечным видом на порт и Золотой мост.

Вернулись на Алеутскую улицу. Мимо комплекса зданий "Серая лошадь" вышли на Светланскую к Музею истории Дальнего Востока.

В музее я обратил внимание на некоторые исторические экспонаты: захоронение князя чжурчжэней ("Аллея духов" XII в.), японские мундиры времен оккупации, лестница бывшего банковского здания.

А наверху современные инсталляции, сбивающие с толку. Например, с множеством подвешенных и вразнобой говорящих динамиков.

Еще там была выставка украшений времен царя Алексея Михайловича из Московского Кремля.

Потом мы гуляли по площади Борцов Революции и Корабельной набережной.

Через Арку Цесаревича поднялись на Светланскую и повернули в сторону Золотого моста,

За мостом - памятник морякам торгового флота, сквер адмирала Невельского, лютеранская церковь Св. Павла, старый корпус Университета с китайскими львами Ши-Цза, такие есть и Петербурге.

Нашей целью было прокатиться на фуникулере к "Орлиному гнезду". Но смотровая площадка там оказалась закрыта из-за грандиозной стройки. Пришлось ограничиться панорамами, не отходя далеко от верхней станции.

Спустились на фуникулере и вышли в Матросский сквер.

Сразу под ним набережная Цесаревича, как новомодное пустующее культурное пространство. Но свадебных замков на перилах хватает.

Обратно отправились по Корабельной набережной к Адмиральскому скверу. Поднялись на Светланскую и зашли в кафе "PastaMore", где взяли на дегустацию блюдо с морским гребешком и тальятелли в чернилах каракатицы.

Затем снова выбрались на площадь Борцов Революции. Очень хорошо на солнце выглядят и собор, еще не достроенный внутри, и памятник Борцам за Советскую власть, и фонтан, орошающий площадь на сильном ветру.

С площади есть длинный переход по эстакадам к железнодорожному вокзалу.

А вот дальше Художественную галерею на Алеутской мне пришлось посетить одному. Там 8 залов с картинами и один зал, посвященный истории царских поездов на железных дорогах в России.

Обратно в отель вышел по Алеутской - Светланской - Тигровой.

Приближалось время заката солнца с легкими облаками над горизонтом. А затем - вид на иллюминацию в Спортивной гавани.

 

 Экскурсия на остров Русский к Ворошиловской батарее + посещение Океанариума (05.10)

 

Утром, после завтрака, идем к центральной площади на место встречи.

На эту экскурсию подали автобус с нормальными окнами, с пленкой чуть голубоватого цвета. Гид - Сергей Викторович. Поехали через 2 вантовых моста на Русский остров. Дорога уже знакомая, но под солнцем она выглядит значительно лучше.

За Русским мостом свернули к Поспеловской батарее. Здесь, до Первой Мировой войны были установлены 4 57-мм пушки Норденфельдта для защиты позиции минного заграждения, в 1914 году они были отправлены на Западный фронт. Теперь под батареей пляж, в выходные дни весь берег заполнен автомобилями.

Затем был небольшой переезд под мост, можно было сделать снимки под его гигантскими опорами.

И по другую сторону моста - восстановленная Новосильцевская батарея.

На батарее можно увидеть реплики (макеты) 4-х морских 6-дюймовых орудий Канэ, 2-х таких же береговых с бронещитами, а также двух скорострельных пушек Норденфельдта. Мы прошлись по брустверу сзади орудий и спереди, можно было заглянуть в один из орудийных двориков. Все это особенно хорошо выглядит на фоне вант Русского моста.

Настоящих орудий там нет с 1915 года, макеты (они близки к оригиналам, но в них ничего не крутится) установлены к открытию Русского моста, как украшение трассы к Форуму АТЭС 2012 года.

Поехали дальше по Саперному полуострову острова Русский, мимо корпусов Дальневосточного Университета. Затем свернули направо к позиции Ворошиловской батареи.

Батарея построена в 1931-34 годах, включает две 305-мм 3х-орудийные башни, снятые с невосстановленного линкора "Михаил Фрунзе" (бывший "Полтава"). Бронирование башен было усилено, а дальномерные посты были вынесены на окружающие сопки. Между башнями лежат 6 запасных орудийных стволов, ресурс каждого - 600 выстрелов.

Сначала все фотографировались у первой (западной башни), затем перешли ко второй башне, залезли внутрь ее тесного пространства, где видны казенные части всех трех орудий.

Возле башни вход в ее подземную часть. Экскурсию прошла по верхнему уровню от музейной экспозиции до кубрика с двухярусными нарами, ниже спуститься можно только по вертикальным лестницам, для группы в 40 человек это нереально. Я смог туда слазать персонально, побывав на среднем уровне со стеллажами для полузарядов.

Рядом с батареей есть также открытая площадка с экспозицией разных типов советских послевоенных танков. Среди них выделяется трофейный японский паровой каток с острова Матуа.

На обратном пути экскурсионную группу подвезли к воротам территории Океанариума, где все желающие могли остаться.

В Океанариум можно было подъехать на трансферном автобусе, но мы его не дождались, прошли около двух километров пешком по извилистой дороге.

Сам Океанариум выглядит очень современно, с грандиозным павильоном под единой крышей. В Океанариуме целый ряд экспозиций, проходишь их по извилистому пути, местами с эскалаторами:

- Эволюция жизни в океане

- Морской микромир

- Реки и озера

- Полярный мир

- Берингово и Охотское моря

- Японское (Восточное) море

- Тропический дождевой лес

- Тропические моря

- Кафе "Трюм"

- Океанская бездна

Конечно же, мы не были в Дельфинарии, туда билеты надо было покупать заранее.

У Океанариума большая наружная территория с многочисленными дорожками, прудами, водопадом. Особенно понравился крытый пруд с разноцветными рыбами.

Возле Океанариума с видом на Уссурийский залив стоит бетонный блок Береговой батареи № XIII. Эта батарея была построена в 1911-15 годах, но орудия сразу же были отправлены на Западный фронт. В советское время ее вооружали с 1931 года, с 1945 по 1960 года здесь стояли 4 130-мм пушки Б-13.

Внутри есть подбрустверная галерея, сзади по насыпи в одном из орудийных двориков можно было подняться наверх.

Когда уходили на автобусную станцию за Океанариумом, увидели трех почти ручных лис. Одна из них остановилась прямо на дороге и села, позируя для фотографий. Потом пробежала мимо народа, пометила столбик (то есть это был лис, а не лиса) и скрылась. И еще двух лис видели в некотором отдалении.

Обратная дорога на автобусе №15 просто замучила. На кольце мы еще нормально сели на места, но затем автобус забился студентами под завязку и больше часа тащился в пробках на Русском мосту и по странному маршруту туда-сюда за Золотым мостом. Так и приехали к другому кольцу в центре Владивостока у торгового центра "Изумруд".

Напоследок небольшая прогулка в сторону отеля по Океанскому проспекту и Алеутской улице.

 

 Экскурсия на Форт №7 (06.10)

 

В этот день экскурсия была назначена на 2 часа дня. А с утра мы решили сходить в музей подводной лодки С-56.

Но придя к ней, увидели объявление, что музей закрыт по техническим причинам. Пришлось переигрывать планы - пошли по Океанскому проспекту к Покровскому собору.

И вот Покровский собор (восстановленный с увеличением размеров), церковь Иоанна Кронштадтского с фресками внутри, Покровский парк с бюстом Николая II и памятником Петру и Февронии, Будда Мира напротив...

Обратно отправились по Алеутской улице, мимо фабрики "Приморский кондитер", затем через кварталы Миллионки вышли на Светланскую к кафе "Не Рыдай".

Через некоторое время пришла пора снова выходить из отеля к памятнику на площади, к месту сбора на экскурсию. На хорошем автобусе поехали к форту по Океанскому и Партизанскому проспектам, Некрасовскому путепроводу над Первой речкой (с него видна сопка Холодильник, к ее пушкам мы еще заберемся под конец путешествия), проспекту 100-летия Владивостока, на котором очень часто возникают пробки.

Форт № 7 самый раскрученный для туристов объект Владивостокской крепости. Но я не сказал бы, что он удобен для больших групп, по 40 человек из одного автобуса. Нас встретила местный экскурсовод, начала показ с технического блока с кухней и пекарней.

Затем мы вышли для подъема на верх форта с видом на Амурский залив, Низкий мост и на сопки с другими фортами - №№ 2, 3, 4... На вершине горы должен был находиться броневой наблюдательный пункт, но его крышка была установлена только в советское время.

Потом спустились вниз по шахте с многоэтажной лестницей и оказались в большой подземной казарме. За ней идем толпой по потернам к подбрустверной галерее, укрепленной металическим противоосколочным сводом.

И вот через убежище для противоштурмовых 57-мм пушек вышли наружу к брустверу. Под ним ступенчатое основание, внутри которой и проходит та самая подбрустверная галерея. Рядом один из трех барбетов (полукруглых площадок для пушек), на нем от советских времен осталась спаренная зенитная установка.

Входим снова в галерею, потом в какие-то переходы и оказываемся в помещении кухни, где и начинали экскурсию. В итоге не показали нам рвов, кофров и противоминные галереи, хотя они на форте есть - объяснили тем, что слишком опасно туда водить большие группы.

Поехали обратно на автобусе, попали в дикую пробку. А после приезда пришлось срочно искать ремонт обуви, по карте Яндекса обнаружили его в кварталах Миллионки.

Еще несколько кадров из Спортивной гавани, а затем вид из номера на закат солнца.

И, как стемнело, выбрались на вечернюю прогулку. Сначала снова в кафе "Не Рыдай", затем к фонтану на площади Борцов Революции, подсвчиваемому разными цветами и управляемому по сложному алгоритму.

Затем через Адмиральский сквер к подводной лодке с видом на огни Золотого моста.

 

 Экскурсия на мыс Тобизина на Русском острове (07.10)

 

На мыс Тобизина мы отправились для прогулки по лесу, берегу моря и скалам. Очень красивое место на острове Русском, нельзя было пропустить этот несложный поход в солнечную погоду.

Поехали на мини-автобусе "Тойота", с очень неудобным салоном, без возвышения у задних колес - там надо сидеть с задранными наверх коленями.

Маршрут на Русский остров был уже знакомым. Не доезжая до Ворошиловской батареи, остановились у проселочной дороги и, под руководством гида Елены, вышли в лес. Вокруг монгольские дубы бронзового цвета, украшенные порослями ярко-красных кленов. Проселок с необычно глубокой колеей в грязи, как будто его раздолбали мотоциклисты. Наконец, вышли к пляжу бухты Карпинского, возле ДОТа №7 (1938 г.).

На пригорке виден противодесантный полукапонир Владивостокской крепости (№ 460, на четыре 3-дюймовые пушки, 1914 г.), ворота в нем заперты для защиты от вандалов. Рядом с ним открывается панорама бухты с видом на скалы восточного берега полуострова Тобизина, по нему еще предстоит долго идти до самого мыса.

Идем дальше через лес. Наконец, справа появляется вид на бухту Островная, затем эта бухта расширяется и переходит в бухту Новый Джигит, за ней остров Шкота с узкой косой, соединяющей его с Русским островом.

Вот лес кончился и мы оказались над крутым обрывом узкого продолжения полуострова Тобизина. Вдали сам мыс, как будто недоделанный остров. Очень фотогеничное место.

Наш гид направила группу правее и вниз, в сторону от опасной тропы вдоль обрыва, и мы спустились к каменной косе непосредственно перед мысом Тобизина.

Коса низкая, завалена камнями, из которых даже построен большой ДОТ на две амбразуры (№ 244, 1941 г.) на середине перешейка.

Дальше идет несложный подъем на скалу оконечности мыса, к столбу с символическими указателями направлений.

С южной стороны на скале мыса установлен православный крест. Некоторые считают это место краем земли Русской. Да, это самая южная оконечность Русского острова, куда из Владивостока можно добраться посуху (через мост).

Сзади - вид на скалу со створным знаком. А впереди и внизу каменное плато, как бы разделенное трещинами на клетки подобно шахматной доске.

Вот это и есть главная достопримечательность мыса Тобизина. У нас полчаса для отдыха либо прогулки по этим клеткам.

С юго-западной стороны плато немного приподнято, там между слоистыми камнями клеток уже не трещины, а расщелины, по которым не так просто карабкаться.

Пошли в обратную дорогу. Внизу, в бухте Новый Джигит, под ярким солнцем проявился цветной рисунок морского дна.

А впереди снова спуск со скалы, прыжки по камням на косе-перешейке.

И подъем на горку полуострова.

И возвращение по дороге мимо зарослей ковыля и рощ манджурского дуба.

Автобусом завезли желающих в Океанариум, но мы там уже были. На этот день впечатлений было достаточно.

Как обычно, еще несколько кадров из центра Владивостока и кварталов Миллионки.

 

 Поездка на сопку Бурачка и в музей Подлодки С-56 + экскурсия "Морская панорама" (08.10)

 

На субботу, 8 октября, у нас была куплена через интернет морская прогулка на 15:00, а в первой половине дня мы вызвали такси и поехали на сопку Бурачка. И вот такой облом: лестницу наверх таджики перекрашивали в красный цвет из краскопультов. Пришлось лезть наверх прямо по скале.

Наверху рабочие оказались доброжелательными. Мы прошлись по всей площадке, засняли окружающие панорамы. А чтобы спуститься, нам сказали идти вниз по лестнице, там в ограждении якобы есть дырка. Действительно, внизу одна стойка перил была выломана, что я вначале и не заметил.

После Бурачки, также на такси, поехали в музей Подводной лодки С-56.

Эта лодка воевала в Заполярье, а потом была переведена во Владивосток. Но в лодке музеифицированы лишь 3 отсека, от носового торпедного до центрального поста. А начальная часть маршрута, то есть кормовые отсеки, превращены в пустые залы с музейными стендами.

Там же, в кассе подлодки, мы взяли и билеты на музейный корабль "Красный вымпел". На нем доступна только верхняя палуба с двумя пушками Канэ, и командные надстройки. И, забравшись наверх, мы наблюдали церемонию полуденного выстрела из пушки с военного пирса напротив.

Маршрут последующей прогулки: сквер выставочного центра и памятник Владимиру Арсеньеву с дочерью - Театральный сквер с памятником Сергею Лазо и видом на театр им. Горького - памятник графу Муравьеву-Амурскому - Семеновская улица - кафе "Не Рыдай".

К 3 часам мы были на пристани, где началась посадка на катер "Лотос". Народу набилось много. Но мы расположились стоя у перил на верхней палубе. Было удобно фотографировать панорамы Владивостока с моря, вот только нужно было прятаться от сильного и холодного ветра.

Маршрут "Морская панорама" начался от причала № 36 к выходу из бухты Золотой Рог, мимо Морского вокзала и автомобильных терминалов, к сопке Крестовая.

За Крестовой сопкой продолжается полуостров Шкота с контейнерным терминалом. В конце полуострова мыс Токаревского с кошкой (низкой и узкой косой) к опоре линии электропередачи на Русский остров, а затем к Токаревскому маяку. Туда мы уже ходили.

Затем этим маяком направо выход из пролива Босфор Восточный в Амурский залив, оттуда видна западный берег полуострова Муравьева-Амурского, где-то там должен быть и наш отель. Но катер сразу поворачивает налево, к острову Елена (северной оконечности Русского острова) и входит в бухту Новик. Справа светило солнце, и монастырь на острове Русский практически не был виден

Из бухты Новик свернули в канал и вышли снова в Босфор Восточный, то есть обогнули весь остров Елена.

Дальше шли по Босфору Восточному, миновали Поспеловскую батарею, затем Русский мост, а за ним Новосильцевскую батарею и бухту Аякс с корпусами Университета, они тоже оказались против солнца. Впереди показались бухта Парис и Океанариум, там катер развернулся на обратный курс.

Виды на обратном пути: мыс Житкова на Русском острове, остров Скрыплева с маяком, полуостров Басаргина и бухта Патрокл, снова Русский мост, бухты Улисс и Диомид.

Поворачиваем в бухту Золотой Рог, справа - контейнерный терминал, рыбный порт, еще разные причалы.

Прошли Золотой мост и развернулись в конце бухты напротив Дальзавода.

И, снова миновав Золотой мост, вернулись к причалу № 36.

На пути в отель мы зашли в "Пекарню Мишеля" на Светланской в здании ГУМа, затем прогулялись по набережной под заходящим солнцем

 

 Экскурсия в бухту 5 Охотников и на мыс Таранный (09.10)

 

В воскресенье, 9 октября, у нас была самая дальняя и самая ранняя экскурсия, с началом в 8:30 от центральной площади. Пришлось даже заказать заранее ланчбоксы в отеле, они пригодились и для ужина накануне.

Все пришли ко времени, и наш гид (Наталья Владимировна, очень приятная в общении дама), а автобуса не было. Оказалось, что он неподалеку попал в ДТП. Ждали еще час, и приехал тот самый мрачный красный автобус.

И вот отправились в сторону Большого Камня, в ветреный день без солнца, ну хоть без дождя. Это маршрут вокруг Уссурийского залива, хотя сначала мы едем вдоль залива Амурского и мимо аэропорта. Потом еще объезжаем участок трассы с мостом, по которому не пропускают грузовики и автобусы. Было бы гораздо быстрее напрямик через залив, с восточных берегов Владивостока и с Русского моста хорошо виден большой желтый кран ("Голиаф") завода "Звезда" в Большом камне. Но нет туда катеров, тем более для туристов и к тому же осенью...

Через час, после объездного крюка, у нас остановка недалеко от Штыково, возле кафе "Святобор".

Дальше по дороге (это еще час) было ответвление к Сафари-парку, река Шкотовка, грузовая станция Смольяниново, развилка с недостроенной автострадой к бухте Муравьиной и восточной, более короткой, трассе на Владивосток. Большой Камень миновали проездом, как будто там туристам смотреть нечего.

И вот приехали за Большой Камень к музею рыболовецкого колхоза "Новый Мир". Там экскурсия, нам рассказывают об истории поселка и колхоза, основанных эстонскими переселенцами.

Теперь поехали в бухту Пяти охотников, в поселок Мысовой. Вышли в сторону мыса Таранный. По дороге нам показывают сирень в одном из дворов, она в этих местах цветет дважды в год, второй раз в октябре. Затем мы выбрались в лесок на высоком берегу моря, видна красивая бухточка с нависающим над ней скальным обрывом.

Впереди показалась бухта Пяти охотников, слева еще одна микробухточка с полосатым обрывом и зарослями ковыля вокруг, а прямо - узкий, как лезвие ножа, мыс Таранный. Ну на его острие под сильным ветром лучше не выбираться - сдует в море.

Вот кадры с обратной дороги - еще один вид на бухту с обрывом, которая справа от мыса Таранного, поселок Мысовой, спелый черный виноград и разноцветные козы во дворах, вид на мыс из автобуса.

Следующий пункт программы: переезд в поселок Подъяпольский и обед в кафе от рыболовецкого колхоза с дегустацией вылавливаемой продукции. Едим уху и отварную картошку с сельдью четырех видов заливок.

После обеда небольшой переезд к основанию мыса Полосатик, его еще называют Черепаха. Там еще одна прогулка в лесу по высокому берегу с видом на скалы. Вдали, в пасмурной мгле, угадываются очертания пилонов Русского моста во Владивостоке.

Идем вниз по "панцирю черепахи", слева вид на вход в бухту Подъяпольского. Панорама этой бухты хорошо видна с возвышения "головы черепахи".

А направо видна бухточка у скалы "правой лапы черепахи".

Спустились вниз к россыпи камней, самому красивому месту на маршруте экскурсии.

Кадры с обратной дороги к автобусу, оставшемуся в поселке.

Ну вот почти все. На обратном пути сделали остановку, чтобы увидеть портовый козловой кран "Голиаф", в Большом Камне, но только издали. А затем коммерческий выход в рыбный магазин, некоторые (но не мы) закупали там морепродукцию, запаянную для перевозки.

И дальше снова долгая дорога, мимо станции Смольяниново, с последующим объездом, к центру Владивостока. Пасмурные виды за красными окнами автобуса, хотя после цветокоррекции краснота уже и не заметна.

 

 Дегустация морепродуктов в кафе "Октопус" (10.10)

 

Вот этот день почти пропал из нашего путешествия из-за дождевого фронта с сильнейшим ветром. Мы раньше записывались (но не платили) на джип-тур "Пять сопок", который, естественно, не состоялся, так как других желающих не нашлось. Да и мы сами под дождем не поехали бы.

Из этих пяти сопок мы все-таки на некоторых побывали. Вместо Орлиной сопки, закрытой из-за стройки, уже смотрели панорамы по обе стороны от фуникулера. Были на Бурачке, потом еще поднимемся на Холодильник и на Крестовую. Не увидели гору Шошина и сопку Попова (форт №3), но побывали на вершинах в Нагорном парке, фортах №7 и №9.

А вот на вторник на джип-тур народ набрался, о чем нам позвонили из турфирмы. И мы вышли в город, чтобы заплатить за маршрут, и еще посетить центральный универмаг.

Через некоторое время, дождавшись перерыва в дождях, вызвали к отелю такси и поехали дегустировать морепродукты в кафе "Октопус". Ели: трепангов, спизулы, осьминогов, спагетти с крабами, взяли по бокалу сухого белого вина. Через некоторое время нам принесли приготовленных морских ежей. Очень понравилось, хотя и недешево оказалось - кухня великолепная, обслуживание любезнейшее, панорамный вид в сторону Токаревского маяка с косой ("кошкой"), заливаемой штормовыми волнами. А за ней перемещались корабли, грузовой и даже один белый пассажирский со скошенным носом.

Вот только обратная дорога подкачала - пошли пешком на кольцо автобуса под ураганным ветром с дождем.

И еще один отрезок дороги пешком, от вокзала к отелю вверх по 1-й Морской улице.

 

 Экскурсия на джипе "Вокруг острова Русский" (11.10)

 

В этот день погода резко улучшилась, то есть весь день с чистого неба светило солнце, хотя и при сильном холодном ветре.

Место и время встречи - 11:00 на парковке у вокзала. Там уже был джип Mitsubishi Delica, потом подошли гид-водитель Сергей Анатольевич, пара туристов, которые с нами ездили на Большой Камень, еще одна девушка Маша (из Москвы), и, о чудо, бабуля с палочкой, которая захотела поехать, и в турфирме ее не смогли отговорить, продали путевку (за 4000 р). Но увидев, как надо запрыгивать в машину и потом вылезать из нее на остановках, у нее появились сомнения. В общем, с трудом, но удалось уговорить ее созвониться с турфирмой и пойти заменить этот тур на что-либо более подходящее для пожилых дам.

А мне повезло занять место впереди, слева от водителя, крутящего свой правый руль. Очень удобно для фотосъемок.

Маршрут начался с переезда через два вантовых моста, затем съехали вниз под Русский мост.

Остановились на Новосильцевской батарее. Там мы уже были раньше, еще раз обошли макеты пушек Канэ, заглянули в одно из внутренних помещений.

Затем поехали по автостраде через полуостров Саперный и свернули к форту № 12.

На форте есть длинный бетонный бруствер, пара барбетов (площадок для выката пушек), два полукапонира.

Гид раздал налобные фонари, и мы начали исследовать подземелья. Ходили по подбрустверной галерее, через потерну вышли внутрь кофра, с видом в ров через амбразуры. Местами нужно было смотреть, чтобы внутри не провалиться в канавы (из-за содранного ранее покрытия с нескользящей плиткой) и в ямы под основания орудий внутри кофров.

После 12-го форта поехали вдоль западного берега бухты Новик. Эта дорога реконструируется, она пока просто расширена и засыпана щебенкой.

В поселке Экипажный остановились у монумента с 6-дюймовой пушкой Канэ. Неподалеку дом с мемориальной доской в память о Лавре Корнилове.

Дальше на дороге вдоль бухты Новик были поселки: КЭТ, Церковная Падь, Шигино с руинами складов - там за забором памятник минному заградителю "Ворошиловск", погибшему от взрыва при выгрузке мин в 1950 году.

В поселке Подножье проехали мимо Свято-Серафимовского монастыря. Затем был поселок Рында.

На берегу бухты Рында остановились для небольшого отдыха и перекуса.

Следующий переезд - к бухте и поселку Воевода. Сейчас там находится санаторий "Белый лебедь", а раньше это был дисциплинарный батальон ТОФ.

И вот мы свернули к форту № 9 и по каменистой грунтовке въехали на его вершину.

Из построек форта видны только брустверы. Зато вокруг под солнцем отличные панорамы, в сторону полуострова Кондратенко, островов Попова и Рейнеке, острова Шкота и кучи мелких островков. И в другую сторону вид на вершину Главная (273 м).

Следующий переезд - к батарее № 982.

Это 4 пушки калибра 180 мм, установленные в 1934 году. Мы поднялись к 4-й пушке, более всего приведенной в приличное состояние после периода забвения. Можно сфотографироваться, выглядывая из окошка наводчика. Или посидеть на стволе пушки.

Совсем рядом форт № 10, там поехали по грунтовке недостроенного рва мимо выступов кофра.

В 1932-34 годах в подбрустверной галерее форта был смонтирован командный пункт батареи № 982, установлен бетонный наблюдательный колпак, рубка управляющего огнём и броневая рубка дальномера. Все это было заброшено в 2005 году.

Теперь там можно (но осторожно) гулять по верху бруствера рядом с этими железками, любоваться видом на острова и на полуостров Тобизина.

Вот и все. Едем обратно в центр Владивостока.

И еще 2 кадра по пути из центра в отель.

 

 Поездка по маршруту: Ботанический сад - пляж Шамора - пляж Стекляшка - батарея №198 на сопке Холодильник (12.10)

 

День получился свободным. Раньше я созванивался с "Владивостокской крепостью" о персональной экскурсии в форт № 1, но ее перенесли на четверг. И это к лучшему, так как на солнце с небольшим ветром полезнее гулять по природе, а в обещанную потом (по прогнозу) облачную погоду можно посещать и подземелья. Поехали в кольцевой такси-тур - 4 экскурсионных объекта по кругу с 4 переездами на такси между ними.

Итак, утром из отеля вызвали такси и поехали в Ботанический сад. Долго ехали, попали в пробку у ответвления на Низкий мост. И вот вышли у входа в Ботсад.

В саду на солнце продолжали благоухать хризантемы и другие цветы в обширном цветнике. Может быть, уже тронутые осенним увяданием, но все равно красиво.

Рядом, в лесу, местами настоящая золотая осень с красными пятнами от кленов. Мы пошли по лесным дорожкам вглубь, оказалось что и вверх. Я смотрел карту OsmAnd, где обозначены все тропинки. В итоге забрались на сопку высотой 110 м.

А потом стали подниматься на хребет с ближайшей сопкой 180 м, по еще более крутой тропе, чем раньше. Местами там даже была натянута проволока как перила.

И вот, на вершине 180 м, сквозь деревья виден Амурский залив, какие-то постройки на берегу.

Спустились вниз по той же тропе с проволокой, но свернули направо, и вышли на экологическую тропу, обозначенную на карте красным пунктиром.

Спускаясь по экотропе, разглядывали таблички, прикрученные к стволам деревьев. Нам попались: сосна корейская (или "кедр" корейский), пихта черная, камопалакс семилопастный, береза плосколистная (японская), липа амурская, дуб монгольский, граб сердцевидный.

Так мы дощли до китайского сада у входа.

А закончили свой маршрут в разделе экзотических растений.

Затем вызвали такси и отправились по улице Шевченко и Шаморовской трассе на другой край полуострова Муравьева-Амурского, то есть к Уссурийскому заливу. В середине пути - Шаморский перевал, а конец у пляжа Шамора Лазурная.

Этот пляж, лучшее место для купания летом, в октябре отличается пустотой. Огромное пространство с песком, усеянное обломками ракушек, попадаются крабики и морские звезды. Ну, летом явно надо ходить и плавать там в резиновых тапках, чтобы не порезать ноги.

За краем пляжа множество деревянных построек - кафе с платформами, отели, спортбазы. Мы зашли в первое попавшееся кафе "Алые паруса", подкрепились хычином.

Следующий переезд на такси - на пляж Стекляшка. Пляж небольшой, со скалами по краям, галька усеяна обкатанными кусочками стекла, зелеными, белыми, а также прозрачнми, все это блестит на солнце. Очень красиво, хотя на самом деле это результат нахождения там ранее свалки стеклянных отходов.

И вот поехали к четвертой точке маршрута, на сопку Холодильник.

Конечно, на вершину по каменистой дороге такси не везет, пришлось идти наверх пешком мимо остатков батареи "Б" начала XX века. К тому же на ходу я пытался заплатить через мобильник за завтрашнюю экскурсию, что удалось не сразу.

На вершине сопки находится заброшенная батарея № 198 из 4-х 130-мм пушек Б-13-3с, установленных в 1970 году, одна из них даже поворачивается, на ней сохранился и затвор.

А вокруг - панорамы в сторону города, заливов, сопок с фортами и Первой речки.

Погуляв под ветром по вершине, спустились вниз к Днепровской улице, и оттуда вызвали себе такси к отелю. Круговой такси-тур замкнулся.

Кадры с вечерней прогулки во Владивостоке: по Алеутской улице к киоску "Приморского кондитера" и назад по улице Адмирала Фокина до кафе "Не Рыдай".

 

 Экскурсия на Форт №1 + поездка в Нагорный парк и на сопку Крестовая (13.10)

 

Форт № 1 принадлежит музею "Владивостокская крепость", но находится на военной территории, поэтому посещение возможно только в составе организованной экскурсии. Мы заранее заказали персональную экскурсию за 4000р и нужно было к 10 часам подъехать на такси к входному шлагбауму.

Начало дня выдалось пасмурным. В 9 утра я вызвал такси до форта, открываю дверь, оттуда выходят пассажиры. Как вам повезло, говорят. Я говорю, это таксисту повезло, одних привез, и сразу другие клиенты. Но от таксиста такой ответ: "Я туда не поеду, слишком далекая дорога, вызывайте другого". А деньги через Яндекс уже списались.

Ну, я в Яндекс написал потом комментарий, деньги вернулись. Другой таксист тоже был в сомнениях, там мол, плохая дорога? Но поехал, и был асфальт, по которому мы возвращались с пляжа Стекляшка. Только в самом конце был один поворот на грунтовку и тут же нужный шлагбаум.

Через некоторое время к нам пришел экскурсовод Фарид, начал подробный рассказ об истории форта. Отвлекал только появившийся откуда-то черный мяукающий котик.

Затем мы подошли к горжевому полукапониру. Рядом с ним - площадка, где так и не была построена запланированная казарма, а в советское время поставили здание для приготовления хранимых на форте боеприпасов.

Из горжевого полукапонира, нацепив налобные фонари, начали маршрут по подземельям вслед за гидом, шедшим с мощным ручным фонарем. Освещения хватало, чтобы снимать фотографии без вспышки.

Очень быстро я потерял представление о том, под какой частью форта мы находились. В принципе нам после предыдущих фортов не хватало представления о кофрах, тут мы все это увидели. Но детально с маршрутом я разобрался только дома, обрабатывая снимки и просматривая информацию из интернета.

Сначала - амбразуры горжевого полукапонира, на двух этажах. Спустились в потерну, ведущую к подбрустверной галерее. Местами там сохранились и противоосколочное покрытие потолков, и нескользящая плитка пола.

Из подбрустверной галереи пять выходов на бруствер, в трех из них были оборудованы убежища для легих выкатных противоштурмовых орудий. Самих пушек давно нет, еще с времен 1-й Мировой войны, тогда все увезли на Западный фронт. Возле бруствера площадка для развертывания пушек, барбет. Все это заросло лесом, поскольку форт находится на одной из самых низких сопок недалеко от Уссурийского залива. Не очень впечатляет, здесь на форте самое интересное - его подземные галереи, рвы и кофры.

Через другое убежище снова спустились в подбрустверную галерею. Гид показывает колодец, в котором был предусмотрен (но не построен) броневой наблюдательный пункт. Затем спуск в потерну, ведущую к двойному кофру.

Из-под кофра отходят три радиальные противоминные галереи, связанные поперечной галереей. Очень узкое и мрачное пространство, но с мощными фонарями совершенно не страшно.

Теперь вернулись в двойной кофр и поднялись в его внутренние помещения с круглыми амбразурами и отверстием для прожектора.

Вышли наружу в большой сухой ров, в котором эти кофры очень эффектно выглядят. И стенки рва тоже, они очень даже капитально были построены, с качественной бетонной облицовкой, отверстиями дренажа, защитным карнизом. А кофр построен на изгибе рва, на его внешней стороне, он двойной, потому что позволяет простреливать ров в обе стороны, вплоть до следующих поворотов.

Затем мы прошли к одиночному кофру в месте резкого поворота рва, с амбразурами, смотрящими в сторону горжевой части форта.

Вошли внутрь одиночного кофра, а затем спустились одну из противоминных галерей. Но проход по другим галереям был перекрыт красными ленточками.

Теперь выбрались в потерну к подбрустверной галерее, а из нее вышли на площадку перед недостроенной казармой. Снаружи там оказалось единственное место, откуда мы смогли увидеть Уссурийский залив. А справа - скальная горка, где, как я потом понял, находится редут форта.

И вот мы снова зашли внутрь, идем по лестнице вниз, затем по длинной потерне и потом по крутой лестнице наверх, в том самый редут на горке.

Оказались в промежуточном полукапонире у основания редута, тоже с убежищем для пушек, и с амбразурами непонятно куда. Внутри исторические железные двери с засовами, но вот дверь перед выходом наружу давно уже заржавела и не открывается.

Пришлось возвращаться через лестницы и потерну обратно, спуститься от казармы в сторону горжевого полукапонира, затем повернуть по дороге наверх к полукапониру на редуте. Сфотографировались, зашли посмотреть на ту самую заржавевшую дверь с внешней стороны, и отправились на выход, как раз к завершению нашей двухчасовой экскурсии.

После экскурсии Фарид любезно предложил подвезти нас в город на своей машине. И так мы приехали к Нагорному парку.

В Нагорном парке, верхняя часть которого была официально открыта лишь в предыдущую субботу, мы гуляли по дорожкам, лестницам, разглядывая всякие детские развлекаловки, например, площадку с корой деревьев.

Постепенно выбрались на верхнюю точку с круговой панорамой. Особенно хорошо видны бухта Золотой Рог в районе Дальзавода, вдали Золотой мост и, справа, сопка Буссе с радиовышкой.

Когда спускались из парка, ненадолго выглянуло солнце.

Затем пошли по улице Сибирцева к еще двум достопримечательности - костелу и армянской церкви. Но они были закрыты.

От армянской церкви вызвали такси и уехали к сопке Крестовая.

К вершине сопки, на которой издалека виден большой крест, еще нужно было подняться.

Зато наверху панорамы в сторону Амурского залива и полуострова Шкота, бухты Золотой Рог и центра Владивостока, пролива Босфор Восточный и острова Русский.

Со всех сторон внизу интенсивно работающий контейнерный и угольный порт.

Спустившись с сопки, уехали на автобусе к вокзалу Аэроэкспресса, взяли там билеты на следующее утро. И зашли еще раз на Морской вокзал, чтобы увидеть причалы, забитые японскими подержанными праворульными автомобилями.

А последняя прогулка была по маршруту Алеутская - Светланская - кафе "Не Рыдай" - набережная до Колоннады. Можно было собирать чемодан на завтра.

 

 День отмененного рейса в Москву, отель и питание за счет Аэрофлота (14.10)

 

И вот день отлета превратился в день ужасов отлета.

Вначале мы сдали номер до завтрака, с 8 часов быстро поели и ушли на вокзал Аэроэкспресса. Нормально поехали, с комфортом, вдоль берега Амурского залива.

В аэропорту народу много, идет регистрация. Пока мы соображали, что надо бы просто сдать багаж, получив распечатку зарегистрированных ранее билетов, всю регистрацию на рейс в Москву SU 1705 вдруг остановили. Никто ничего не понимал, пока не появилась надпись: рейс отменен. И что нам делать? Вся толпа (400 человек) встала в единственное окошко кассы Аэрофлота, мы оказались где-то посередине. Так постояли, очередь росла сзади, но почти не двигалась вперед. Я стал звонить с мобильника в контакт-центр Аэрофлота. Сразу дозвонился (там был менеджер Юрий), назвал код бронирования и фамилию. Товарищ вроде понял, начал заниматься перебронированием. В общем, я так и простоял час и одну минуту, прижимая к уху мобильник с музыкой и короткими вопросами. И в конце разговора мне пообещали, что пришлют новую бронь на электронную почту.

Вопрос второй - что делать дальше. Пошли, перекусили, затем я в справочном поставил печати об отмене рейса на распечатки маршрутного листа. Там сообщили, что скоро появится сотрудник Аэрофлота насчет размещения. И действительно, за стойкой оказалась приятная дама, которая всех записывала в гостиницы. Мы попали в "Азимут", был еще и "Яхонт". Потом толпа пошла на стоянку, куда через некоторое время приехали два автобуса до "Азимута".

В "Азимуте" - снова толпа, но там менеджеры молодые и шевелились быстро, скоро все 150 человек оказались размещены. Нам достался номер 503. И мы почувствовали то, что я смотрел еще при выборе отеля перед поездкой: очень маленький, просто тесный номер, но есть сейф, к тому же тепло (в отличие от "Экватора"). Нас кормили трижды: обед, ужин и завтрак. Питание лучше, чем в "Экваторе", но я помню, что в стоимость номера там закладывается 900 рублей на завтрак, а не 600. А начало завтрака - даже в 6 утра! И местоположение чуть ближе к вокзалу, чуть дальше от Светланской. В общем, за счет Аэрофлота жить можно. И выезд утром на автобусе был назначен на 7:30, к рейсу в 11:30.

В получившийся свободный вечер мы еще раз прогулялись по туманному центру Владивостока.

 

 Вылет в Петербург через Москву (15.10)

 

Утром я получил письмо, что рейс в Москву отложен до 14:45. Но у нас стыковка - звоню в контакт-центр, и там распределяют места в стыковочном самолете в СПб, с временем пересадки чуть больше часа. После завтрака видим, что и выезд из отеля сдвинут на 11:45. Хорошо, спим дальше.

В назначенное время собрались внизу, сели в автобусы.

За час добрались в аэропорт. В этот раз водитель выбрал маршрут в объезд по автостраде, мимо бухты Патрокл, под сопками с фортами и через долину Седанки. Очень красивая и мало загруженная трасса.

В аэропорту толпы на регистрацию, крики... Стоим к стойке сдачи багажа, сдали, потом проблем не было, просто даже неинтересно стало. Нужно было всего лишь отмучиться 8 часов 50 минут до Москвы с двумя кормежками.

В Шереметьево времени на пересадку остался минимум. Успели только купить бутылку "Байкала" и прыгнуть в автобус к самолету (но он был первым, можно было подождать и второй автобус).

Полет из Москвы в Петербург можно было и не заметить: все время между взлетом и посадкой заняла раздача питания (пряник и горячий напиток). А в Пулково мы гадали, куда же из Владивостока прилетел наш чемодан - он оказался в соседнем зале выдачи без каких-либо объявлений по трансляции. Потом такси через город без пробок. В общем, путешествие закончилось, больше так далеко не полетим.

 


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 05.12.2022