Путешествия А.В.К.

Красноярск-2020
 Красноярск, Гремячая Грива, Торгашинский хребет, Красноярские Столбы, Дивногорск, Манская петля

© Клюшник А.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

• Красноярск • Центральные Столбы • Восточные Столбы: Китайская стенка • Гремячая Грива: Вторая стопка • Дивногорск - Манская петля • Торгашинский хребет: Арка - Красный гребень • Восточные Столбы: Такмак • Царь-рыба - Караульная гора • Гремячая Грива (Пещерный Лог) - Красивый берег

В коронавирусное лето единственный вариант отдыха - это отдых на природе. Лес, горы, скалы - для самостоятельных прогулок, без экскурсий и тургрупп, то есть без необходимости ходить в намордниках (масках). Музеи не нужны, они все равно закрыты. Однако от цивилизации лучше не отказываться, прямой самолет к месту отдыха, хороший отель и транспорт для выездов необходимы, в самолете и автобусах можно и помучиться в маске. Вот так мне и пришлось искать способ проведения отпуска, с учетом своего возраста и предпочтений.

В общем, единственным привлекательным вариантом для меня с супругой оказалась поездка в Сибирь, то есть в Красноярск, где можно было провести время в Национальном парке "Красноярские столбы", а также в других обычных и экологических парках, с видом на тайгу, сопки и Енисей.

Конец июля и начало августа должно было быть самым подходящим временем для поездки туда. Поскольку клещи в таежных лесах уже спрятались, а медведи еще не проголодались. И сибирские холода еще не начались. Но и жары тоже не было.

В начале июля мы по телефону забронировали номер в гостинице и сразу приобрели авиабилеты.

И вот наш отель - "Красноярск" (3*). Аквариум возле стойки администраторов - признак солидности организации.

Номер 655, с великолепной панорамой Енисея и Коммунального моста, вдали Торгашинский хребет, а внизу под окном - цветомузыкальные фонтаны Театральной площади. Этот вид меняется в зависимости от времени дня и погоды. Только вот шумновато было из-за стройки за театром и кондиционера ресторана под нами. А на последнем кадре я успел снять взрыв вдали на горном карьере, о чем даже было SMS-предупреждение от МЧС.

Первую неделю нам приносили обильные 500-рублевые завтраки в номер, и их хватало на весь день. А вот на второй неделе им разрешили открыть на этаже кафе со шведским столом. Еда была очень приличного качества, но про запас не возьмешь... И один раз мы даже заказали обед в номер, дегустировали рыбу муксун в икорном соусе.

Наш номер был с электронным замком, кондиционером, холодильником (который мешал спать, и я его отключал по ночам), сейфом с обычным ключом, чайником, быстрым wi-fi'ем. Каждый день при уборке обеспечивали запас из двух бутылок воды, чайных пакетиков и джемов. Вот только в номере присутствовала одна странность. Когда мы приходили после очередной прогулки, из кранов текла лишь горячая вода. Причем из холодного крана - тоже горячая. Вызвали мастера, и он объяснил, что где-то в люксах перепутана проводка, и оттуда стояк заполняется кипятком. Нужно лишь спускать эту воду минут 15, и потом все будет нормально. Ну, в общем, стали наполнять чайник водой из кулера на этаже.

Рядом с отелем очень популярный Макдональдс с очередями на заказ и получение, другие точки общепита на вынос, Сбербанк. Неподалеку нашли и "Пятерочку", к которой мы привыкли в Петербурге. Маршруты автобусов и остановки я отслеживал по карте Яндекса, такси по приложениям Яндекса и Ситимобиля.

Красноярск (28.07-07.08.2020)

По Красноярску мы прогуливались несколько раз. В первый день после прилета - по набережной Енисея, от Коммунального моста до Виноградовского. Справа Енисей с быстрым течением, вид на Торгашинский хребет напротив и вдали - на зубцы скал Такмака в направлении восточных Столбов.

Так мы дошли до острова Татышев, перейдя вантовый Виноградовский мост. Мост для пешеходов, а также для велосипедистов, роликобежцев и самокатчиков, для которых (как и на всем острове) по центру выделены специальные полосы.

На обратном пути посетили единственные достопримечательности, которые были открыты - Благовещенскую церковь и Свято-Покровский кафедральный собор.

Ближе к вечеру мы прошлись и по набережной в западном направлении. Там Енисей закрыт островами, а на берегу на деревянных настилах много групп занималось аэробикой. Обратно - через Центральный парк и по улице Карла Маркса.

Снимки в центре мы делали и в другие дни, когда возвращались из поездок или ходили за продуктами в "Пятерочку". Три центральные улицы Красноярска идут параллельно - Карла Маркса, Мира (бывшая Сталина) и Ленина. В центре есть музеи - Краеведческий, Художественный, музей Геологии, Литературный музей, музей-усадьба Сурикова, музей-пароход "Святитель Николай" и другие. Все они были закрыты из-за ковида. Поэтому я просто фотографировал архитектуру зданий, часто это были красивые деревянные дома, или здания в стиле модерн начала XX века.

Еще, кроме загруженного транспортом Коммунального моста в центре, на западе впечатляет комплекс из трех мостов - двойного железнодорожного и недавно построенного автомобильного, через этот последний мы ездили в сторону Столбов.

Наши планы сильно поменялись в субботу, когда все утро шел дождь, пришлось отлеживаться в номере. Но когда дождь прекратился после 12 часов, мы вышли на прогулку по городу, начиная от вокзала (туда приехали на автобусе) к закрытому Органному залу и памятнику "Дядя Вася - пьяница".

Затем добрались до площади Революции с качелями и улицы Мира.

А вечером смотрели представление поющих фонтанов, на площади перед нашей гостиницей, и затем я записывал видео с боем курантов красноярского Биг Бена.

И вот кадры еще одной вечерней прогулки по улице Мира:

В последний день мы гуляли в Красноярске снова по набережной, к площади Мира и Виноградовскому мосту на остров Татышев.

На острове увидели двух сусликов, один из них даже угостился орешком из рук.

Обратно пошли по набережной реки Качи. Но недалеко от спуска с Караульной горы нас застал дождь. Не очень страшный, но мы все равно убежали в отель.

Вечером мы снова выбрались к реке Кача, и прошлись вдоль ее русла с водными перекатами до сквера Юдина.

А затем свернули к площадям Сурикова и Революции, и дальше в Центральный парк, где работало Колесо обозрения.

Центральные Столбы (29.07.2020)

Горные вылазки мы начали с Центральных Столбов. Я хотел подъехать к ним как можно ближе, к Перевалу, тем более, что на всех картах туда обозначена дорога. Но... таксист довез нас только до ответвления к Столбам от шоссе. Мы пошли пешком, мимо Чертова пальца, затем вышли на деревянную экотропу через пару километров возле кордона Лалетино, у которого уже накапливалась стоянка частных машин. Дальше проезжали только машины Нацпарка. Идем по дороге, мимо кормушек, навстречу стали выбегать бурундуки. Я впервые увидел этих маленьких симпатичных зверюшек с длинными хвостиками, похожими на кухонные ершики.

Всего пешком пришлось пройти 8 километров, в конце были серьезные подъемы, в том числе подъем "Пыхтун", оборудованный лестницей. На Перевале - площадка с домиками, где можно было купить туркарты и сувениры, ларек и скамейки для перекуса. И тут же начало деревянной лестницы для подъема к столбам.

Сразу после подъема по лестнице мы вышлю к камню Слоник, где один опытный столбист демонстрировал свою технику лазания по наклонной плоскости. А дальше был огромный массив Первого столба.

И я, и супруга не имели намерения залезать куда-либо наверх. Тем более, что у меня и кроссовки иногда проскальзывали на камнях. Поэтому я ограничивался фотосъемками на расстоянии или от подножья скал.

За Первым столбом пошли утоптанной тропой по лесу к скалам Бабка с Внучкой, Деду и Скифу.

Потом направились к самой известной скале Столбов - Перьям. У Перьев летал дрон, внизу уже знакомый спец что-то объяснял группе новичков. А напротив - группа скал с Львиными воротами, над которыми вверху как-то застрял огромный камень.

Продолжили маршрут, ориентируясь по тропам в карте OsmAnd, к Четвертому столбу.

После Четвертого столба - к Третьему. Дальше кольцевая дорога к Первому столбу была закрыта, пришлось вернуться к Перьям, и лишь затем к Первому.

Вот уже надоело ходить по лесу, сказались два часа, потраченные на подход. Но, все равно, от Первого столба завернули ко Второму. К нему шел достаточно крутой подъем, и мы добрались лишь до места, откуда была видна историческая надпись "Свобода".

После спуска к Первому столбу, а затем по лестнице на Перевал мы пристроились к одному из столов для перекуса.

Впереди были снова 8 километров до шоссе, часть из них мы прошли по экотропе, рассматривая инфостенды про местных животных и растения.

И после выхода к шоссе я долго пытался вызвать такси через приложение, но так и не смог это сделать. Пришлось через полчаса уйти к ближайшей автобусной остановке у Турбазы, куда через десять минут подошел автобус 50, доставивший нас прямо на Театральную площадь. Последний кадр из автобуса - это вид на реку Базаиха.

Восточные Столбы: Китайская стенка (30.07.2020)

Следующий выход в Столбы я запланировал на Китайскую стенку из-за рекомендаций директора Национального парка в интервью, запись которого я смотрел на их сайте. Мы приехали в восточному входу на такси, причем таксист признался, что он там ни разу не был, хоть и живет в Красноярске уже 30 лет. Мне пришлось ориентировать его по карте Google в мобильнике, главное было не пропустить поворот на проселочную дорогу. Один кадр с дороги в этой подборке - вид на склоны в неработающем фан-парке.

Пеший поход начали с Гранитного карьера, откуда открывается самый лучший вид на скалы Такмака. Но Такмак - в следующий раз, а мы с экотропы свернули налево и начали затяжной подъем по лесу к самой стенке.

Тропа наверх прерывалась скамейками или просто бревнами для отдыха. Наконец, подошли в подножью стенки. Скорее даже стены, настолько она была ровной и вертикальной в своей нижней части. Там, под навесом, уже было несколько мамаш со своими детьми, у них я выяснил некоторые подробности дальнейшего подъема.

Мы пошли наверх вдоль стены по подножью ее западной стороны, заваленному огромными камнями. Навстречу пробежали, словно горные козлики, несколько местных столбистов. И вот поднялись к узкому перевальчику с западного на восточный склон стенки.

В этот момент нас догнала семья, а в ней один продвинутый парень, который быстро снял нас вдвоем моей камерой.

Начали спускаться на восточную сторону скалы, чтобы обойти ее вокруг. Спуск был довольно затруднительным, пришлось сползать по крутой тропинке вначале и затем прыгать по камням каменной осыпи (курума). Через некоторое время под самой скалой я увидел стол со скамейкой. Это было прекрасное место для отдыха и перекуса.

Дальнейшая тропа обогнула боковые выступы Китайской стенки и спустилась по лесу к ее северному окончанию.

Пошли по лесной тропе обратно вниз, это было уже легче, чем ползти наверх. На Гранитном карьере нас застал 15-минутный дождь. Как раз в это время мы оказались под навесом строящегося сервис-центра.

После Гранитного карьера нам пришлось еще почти час идти сначала до шоссе, а потом по Базайской улице до конечной остановки автобуса 37. По дороге я снимал виды на скалу Красный гребень и Серые камни под ним (это на противоположном склоне за рекой Базаиха), а затем, из автобуса - еще раз на горнолыжные трассы фан-парка.

Гремячая Грива: Вторая сопка (31.07.2020)

Экопарк "Гремячая Грива" занимает очень большую территории на западной окраине Красноярска. Я решил начать с маршрута, включающего ближайшие смотровые площадки ("видовки" по местным понятиям). Но почему-то ошибся, решив, что там всюду парковые дорожки, по которым можно гулять в обычных туфлях.

Мы приехали на такси к Академии биатлона и сразу ушли направо на склон Николаевской сопки. Узенькая тропинка поднималась наверх среди лугов, заполненных степными травами и цветами, среди которых щебетали какие-то птички. Сзади появился вид в сторону Енисея и гор за ним, снизу раздавались выстрелы со стрельбища биатлонистов. Наверху сопка занята телевышкой и разными антеннами, поэтому мы повернули налево по "Тропе ГТО".

Пройдя небольшой лесок, сворачиваем направо на тропу "2-й подъем". Довольно круто, но без особых проблем, постепенно, мы поднялись на вершину Второй сопки, которая на карте OsmAnd обозначена как "Солярий". Площадка на вершине оборудована скамейками и какими-то непонятными помостами. Кроме нас - никого, лишь один спортсмен выбежал из леса и направился вниз. Панорама стала еще лучше, и некоторые столбы тоже появились на горизонте в дополнение к Такмаку. Погода, однако, была пасмурной, но хоть без дождя.

Мы пошли дальше, к беседке, у которой снова встретили бегущего спортсмена. Оказалось, что он энтузиаст скайраннинга и так самостоятельно тренируется.

Продолжение маршрута - вниз по лесу тропой "6-й подъем". Вроде там был обозначен родник, но мы его не нашли. Но рядом появился ручей - это мы попали на "Тропу ГТО", а затем свернули и на Серебряниковскую тропу.

После долгого перехода по лесу мы оказались на "Видовке №1". И тут впереди оказался крутейший спуск, на который я не рассчитывал. Приходилось даже сползать задом наперед, так лучше мои туфли держали на крутом склоне с осыпью.

Итак, выбрались к Серебряниковскому пруду. Дальше решили двигать куда-нибудь к автобусу, сначала по проселочной дороге. И тут нам повезло - нас подобрал один товарищ из Академгородка на своем минивэне. Он нас любезно провез до улицы Годенко, где мы и пересели на автобус к центру.

Дивногорск - Манская петля (02.08.2020)

Я хотел упаковать в одну дневную поездку такой маршрут: Дивногорск - Красноярская ГЭС - Манская петля - Царь-рыба. В Дивногорск лучше всего (и дешевле, с билетами по 22 рубля) ехать на электричке. Но утром в удобное для туристов время она ходит только по выходным дням. Суббота же у нас пропала из-за дождя. Так что поехали в воскресенье, несмотря на пасмурную погоду.

К вокзалу мы выбрались на автобусе, автобусный тариф в Красноярске - 26 рублей. Электричка типа "Ласточка" идет чуть больше часа, в окна мало что было видно, поскольку берег Енисея засажен деревьями.

В Дивногорске мы сразу спустились на набережную с прекрасными видом на скалы противоположного берега: "Западная" с российским флагом, "Центральная", "Клык", "Крепость". Прошли до пристани, там кафе и развлечения для детей. Но нам там больше делать было нечего.

Я долго пытался вызвать такси для поездки на ГЭС через приложения, но ничего не получилось. Одна дама на автобусной остановке подсказала номер, после чего я дозвонился до местного такси, и через некоторое время мы уже ехали на верхнюю смотровую площадку ГЭС.

Вид Красноярской ГЭС, хоть и без солнца, все равно запоминается. Но более грандиозно выглядит махина судоподъемника, стоящего наверху на площадке разворота. Затем нас завезли на нижнюю смотровую площадку с памятным камнем в честь посещения Красноярской ГЭС товарищем Кир Ир Сеном в 1984 году.

Мы приехали обратно к причалу, затем пошли в кафе, где нас заставили при входе одеть маски, прыснули руки антисептиком и измерили температуру на запястье. После этого можно было внутри взять кофе с пирожными и устроиться на площадке с видом на Енисей и противоположные скалы.

Теперь пора было направиться в поселок Манский. Я собирался выйти на автовокзал, и мы пошли наверх по дивногорским лестницам, но, добравшись лишь до стелы с Лениным, плюнули на эту идею и вызвали такси.

И вот машина с женщиной-водителем привезла нас в конец поселка, на стихийную автостоянку в грязи и лужах, откуда начиналась тропа на Манскую петлю.

В воскресный день тропа на петлю оказалась очень оживленной. И по реке Мане, довольно широкой в этом месте и с сильным течением, постоянно курсировали лодки и крытые мотоплоты (или платформы), перевозящие группы туристов. Ну а мы пошли по краю берега под крутыми склонами, с постепенным поворотом направо к излучине реки. В одном месте пришлось форсировать ручей, довольно бурный после прошедших дождей, после чего кроссовки стали грязными и мокрыми.

Через полчаса перехода вышли к полянке, откуда начиналась тропа наверх по склону.

Мы еще прошли через "Перекоп" - искусственно срытый участок гребня для перехода на другую сторону Манской петли. А наверх забираться по влажной тропе стало очень неудобно, а спускаться даже рискованно. Если бы пошли туда в горных ботинках - не было бы таких проблем.

В общем, застряли где-то на склоне между деревьев, откуда вид на Манскую петлю только угадывался, и начали сползать вниз.

Обратная дорога по берегу прошла без происшествий.

Потом еще долго добирались до самого поселка, откуда можно было вызвать такси.

Однако заказ до Красноярска не взяли из-за пробок на подъездах (нам предложили за пробки добавить 500 рублей). Поэтому поехали обратно в Дивногорск, на автовокзал, где мы пересели в маршрутку, и через полтора часа, в масках и через ту же пробку, оказались на Предмостной площади Красноярска. Так что мысль об остановке у Царь-рыбы пришлось отложить на потом.

Торгашинский хребет: Арка - Красный гребень (03.08.2020)

На следующий день у нас была запланирована вылазка на Торгашинский хребет. Как раз к этому моменту погода порадовала ясным солнцем и долгожданным теплом. Я вызвал через приложение такси до конца Радужной улицы, чтобы как-то уменьшить высоту дальнейшего подъема, и мы отправились в путь.

Очень скоро тропа из леса вышла сначала на одну длинную поляну, затем на другую. Это был Иванов Лог, видный даже из окна нашего номера в гостинице. А из самого лога - вид обратно на город вдали.

Через некоторое время по влажным дорогам по лесу мы выбрались на вершину хребта, а на другом его безлесном склоне в сторону реки Базаихи показались разнообразные скалы, покрытые красными лишайниками. И мы начали спуск вниз к скале Арка.

Скала Арка отличается острыми зубцами, но вот где сама арка (то есть дырка в скале) мы поняли не сразу. Только после того, как спустились немного вниз вдоль правой стороны скалы. Арка действительно впечатляет, не зря пишут, что там часто устраивают фотосессии.

После Арки - наверх, к скале Тамара, вдоль верхнего края склона, с видами на реку и поселок Базаиха, а через речку - на склоны Восточных Саян с вершинами Красноярских Столбов. Над скалой дорога делает обход по лесу, там увидели и уползавшую с нашего пути змею.

Начался длинный спуск вниз по гребню склона, до Козьего мыса. Оттуда лучше всего видны зубцы скал Такмака - самого восточного столба, видного даже из центра Красноярска.

Любуясь этими панорамами, мы спустились до поворота направо, к скале Красный Гребень. Прямо за ней гора Вышка, чуть правее вдали - Енисей с автомобильным и железнодорожными мостамии. Еще небольшой подъем к Гребню, и уже чувствуется усталость в ногах.

В город пошли вниз по улице с таким же названием - Красный Гребень - мимо частной застройки вдоль заборов с поспевающими яблонями, вишнями и еще чем-то. Потом один местный житель подсказал, как срезать дорогу и спуститься по тропе с горки прямо к Медицинскому переулку. И оттуда на такси уехали в отель.

В общем, прогулка по Торгашинскому хребту прошла "на пятерку", она оказалась самой красивой за время отдыха в Красноярске.

Восточные Столбы: Такмак (04.08.2020)

Влияние коронавируса на Красноярский край (и его губернатора) проявилось в том, что в период нашего отдыха там была запрещена работа канатной дороги в фан-парке "Бобровый Лог". Мы бы с удовольствием прокатились наверх, это было бы безопаснее, чем ехать куда-либо в салоне автобуса. Но вместо этого мне пришлось организовать себе пешую вылазку на Такмак от восточного входа в Столбы, причем жена от такого подъема просто отказалась заранее.

Итак, я приехал в восточному входу, причем по дороге мне пришлось отвечать на вопрос таксиста крутой иномарки - "А что это такое - Столбы?", ну и, конечно, подсказывать место нужного поворота. После этого, в полной тишине и одиночестве, я стал подниматься по тропе, с тремя остановками у бревен в качестве скамеек.

Выбрался на седловину между Такмаком и фан-парком. Вокруг фан-парка был забор из сетки, колючая проволока над калиткой, но сама калитка открыта. Зашел внутрь, сфотографировал вид на город над заросшей трассой горнолыжного спуска. А потом начал подниматься к скалам Такмака среди деревьев с обширными корнями.

Навстречу попалась туристка, которую я попросил меня сфоткать на фоне каких-то столбов вдали. Чуть дальше я вышел к подножью скалы с флагом на вершине.

Но делать больше было нечего - вертикальные стенки, причем против солнца, скалы не обойти, рядом микровершина Малёк, все панорамы заслоняются деревьями. Так что поставил себе птичку в планах и пошел искать тропу вниз к автобусу по гребню Голубой горки.

Первые 10 метров пришлось сползти с трудом, затем вниз пошла прогулочная тропа по лесу. Навстречу стал попадаться народ - сначала какое-то подразделение, вышедшее наверх на тренировку, затем просто семья с детьми. Довольно длинная дорога, по пути были две полянки с видом на гору Вышка, горнолыжные трассы фан-парка и неработающие канатки. И, в конце пути, уже по лестнице я вышел к водопроводной колонке в поселке Базаиха, откуда совсем немного осталось пройти до кольца автобуса 37.

Царь-рыба - Караульная гора (04.08.2020)

Да, о прохождении подъема-спуска на Такмак я постоянно слал жене SMS-ки, и после приезда в отель мы встретились, чтобы продолжить программу. Времени оставалось мало, на следующие дни уже были обещаны дожди. Поэтому вызвали через приложение такси и поехали по маршруту туда к Царь-рыбе и обратно на Караульную гору.

С площадки памятника Царь-рыбе открывается очень хороший вид на Енисей в обе стороны в районе поселка Овсянка. Внизу видны шоссе и железная дорога, напротив - горы с отдельными скалами. А в качестве рыбы памятника - осетр, который раньше (до постройки ГЭС) здесь водился.

Еще один панорамный вид, уже на сам Красноярск - с Караульной горы. Рядом с часовней - памятный крест, а вот сигнальной пушки на площадке внизу не оказалось, ее уже давно забрали на реставрацию.

Тут начали скапливаться тучи, мы побежали к лестнице с горы, и только спустились, как полил жуткий ливень. В отель пришли насквозь промокшими.

Гремячая Грива (Пещерный Лог) - Красивый берег (05.08.2020)

На следующий день в прогнозе были небольшие дожди после обеда. И мы решили успеть прогуляться в экопарке "Гремячая Грива", но в нижней части, под Академией биатлона.

Выехали туда на такси к официальному входу в экопарк. Дальше на ровной местности шли песчаные дорожки, потом началась деревянная экотропа мимо площадок отдыха, смотровая площадка с инфощитом с обозначением проглядывающих вдали вершин Столбов, деревянный спуск и мост через овраг.

После оврага мы свернули влево в Пещерный Лог. Тропа перешла через дорогу и вышла на полянку, откуда слева были видны какие-то скалы. Где-то рядом птички имитировали ржание жеребенка, потом мы выяснили, что так поют черные коршуны. Но где же сама пещера? В этот момент отдыхавшая там же семья подсказала нужный спуск, и мы спустились к пещере, довольно вместительной, с названием "Карман".

Пофоткались в "Кармане", а вот куда выбираться, было непонятно. Да и индикация тропы в OsmAnd там тоже обрывалась. Спустились дальше на полянку и оттуда полезли вверх по склону к видневшемуся дому. Наверху был не забор, а каменный парапет, дальше - приличные дорожки, коттеджи, мальчик на самокате, который сказал, что он там живет. Мы вышли к забору с домом и охранником, и на мой вопрос, как нам выбраться на дорогу к автобусу, он сначала поинтересовался, как мы туда попали. "От пещеры" - "Ну, тогда понятно". И открыл автоматические ворота для выхода.

Нам еще прошлось изрядно пройтись до автобусной остановке, откуда я хотел уехать в дендрарий. Автобуса все не было, и приложения для вызова такси все не могли определить местонахождение. Пока я не догадался включить LTE. После этого скоро появилась машина узбекского производства неопределенного серо-зеленого цвета, и мы за 60 рублей поехали сначала к закрытым воротам дендрария, а потом на его противоположную сторону.

Вот вылезли из машины, видим рядом новую церковь на крутом берегу, сразу же забыли про дендрарий. У ворот церковной ограды поджидал товарищ, направивший нас на самую лучшую видовую точку Красивого берега. Да, вид очень крутой, в обе стороны. Внизу - Енисей, а над склонами берега недалеко от нас кружат черные коршуны.

Потом прошлись к кресту на склоне рядом, затем в церковь, которая внутри еще не была отделана до конца.

И затем - в дендрарий. Сам дендрарий внутри весь заросший, без табличек и без посетителей, смотреть по сути нечего. За пять минут прогулялись туда-сюда и вышли обратно. Можно было идти на кольцо автобуса.

В итоге можно сказать, что для условий короновируса наше путешествие получилось довольно удачным. Погуляли по тайге, утомились на крутых склонах, посмотрели на Енисей и растущие в лесах столбы. Общая оценка - хорошо, Торгашинский хребет - на отлично.