Путешествия А.В.К.

 Италия-2017
 Милан с поездками в Турин, Геную, Брешию, Лугано (Швейцария), Бергамо, Павию, Комо

  © Клюшник А.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

• Милан: Дуомо - замок Сфорца • Милан: Тайная вечеря - базилики - каналы - квартал Брера • Поездка в Турин • Поездка в Геную • Поездка в Брешию • Милан: вечерняя прогулка • Поездка в Лугано • Поездка в Бергамо • Милан: 1 Мая под дождем • Поездка в Павию • Поездка в Комо • Милан: день отъезда

Эту поездку в северную Италию я вместе с женой организовал на конец апреля - начало мая, с учетом завершения срока действия двухлетней итальянской визы. Если бы не ограничение по визе, поехали бы туда позже, в середине мая. Все-таки в апреле там еще нестабильная погода, мы попали в полосу дождей, а в отеле откровенно замерзали. Но были и 3 солнечных дня, из 10 дней путешествия. А также чистое небо над Австрией во время полета, что позволило увидеть во всей красе заснеженные альпийские вершины в районе Инсбрука.

Вариант поездки для северной Италии был один - Милан, поскольку только туда в это время есть прямые авиарейсы из СПб. Отель Sanpi 4* заказали через турфирму "Зефир" в СПб (представителя PAC GROUP), от которой и раньше ездили в Италию. Там, на месте, у нас не было никаких контактов с турорганизациями, это было абсолютно индивидуальное путешествие. 2 дня на осмотр достопримечательностей Милана, а затем однодневные выезды из него. Причем ни разу не садились в автобус, то есть поездки было исключительно железнодорожными. Ездили на экспрессах "Красная стрела" (Frecciarossa), поездах Intercity и электричках Regionale. Пользуясь приложением TrenIt! и двумя приложениями с прогнозами погоды, итальянским и швейцарским, я предварительно выбирал город для поездки с минимумом дождей. Общий план всегда был такой: сначала, от 9 до 12, "забег" с посещением церквей и соборов. Потом музей, обед, возможно, еще какой-либо музей, и что осталось на обратном пути к вокзалу.

Для поездок удобно было то, что отель находился недалеко от Центрального вокзала Милана, в 15 минутах ходьбы, также и от сразу трех станций метро разных линий.

Отель соответствовал своей звездности и в целом оставил приятное впечатление. Там дружелюбный персонал на рецепции, очень хорошие завтраки, удобный номер с большим телевизором, быстрым Wi-Fi, электрочайником и кофейным набором (чашки, чай, кофе, сливки). Оригинальный сейф в номере, для закрытия/открытия нужно было в дверце проводить магнитной полосой своей банковской карты. Разве что было прохладно из-за сырой погоды и отсутствия отопления в номере, но нас спасало наличие большого шерстяного одеяла. Но вот по вечерам, придя в номер, мы периодически обнаруживали отсутствие чего-либо после уборки - то дополнительных полотенец, то второй пары стаканов, а в последний день и чашек. Может, это горничные так намекали на отсутствие больших чаевых? Ни разу не видел, кто именно там занимался уборкой. Вокруг, в районе отеля и, особенно, на площади у вокзала преобладали мигранты, преимущественно африканцы, по ночам были слышны крики из соседнего эритрейского ресторана, иногда заглушаемые грохотом проезжающих по соседним улицам исторических трамваев.

В день нашего отъезда на площади у вокзала 300 полицейских устроили облаву на мигрантов, 52 из них задержали. Вокзал, конечно, был перекрыт, то есть, устроен "хаос", используя любимое выражение итальянской прессы. Но мы успели проскочить на аэроэкспресс как раз перед началом мероприятия.

В "хаос" мы попали лишь в Комо, когда нужно было вечером возвращаться в Милан. Последняя поездка, завтра в аэропорт, тут еще пошел сильный дождь. Мы купили билеты на станции Como San Giovanni, прокомпостировали их, и тут я вижу на табло, что поезд отменен. Ну, думаю, поедем на следующей электричке, хотя она идет в 2 раза дольше и к тому же опаздывает на 20 минут. На платформе скопилась толпа, все время что-то объявляют по-итальянски, я понял только извинения в конце фразы. Поезда из Милана отсутствуют, а пришедшие из Швейцарии стоят на месте, а потом пустые уезжают обратно. Затем на табло выплыло слово CANCELLATO и для той электрички, которую ждем. В общем, выяснилось, что кто-то в районе Монцы попал под поезд, и поэтому все движение на линии было прекращено.

Нам повезло то, что в Комо есть еще один вокзал, другой линии, Como Nord Lago, и туда мы побежали под ливнем, купив по дороге зонтик за 5 евро у мигранта-торговца. Эта электричка ехала целый час, при полной темноте снаружи и отсутствии объявлений станций. Но Милан (вокзал Cadorna) был последней остановкой, что подтвердил по-русски оказавшийся рядом студент, и у нас еще оставались 2 неизрасходованные транспортные карточки для поездки на метро в район отеля.

 

 Милан: Дуомо - замок Сфорца

 

Из аэропорта Мальпенса мы добрались в Милан на аэроэкспрессе, устроились в отель и после этого поехали на метро в центр, к собору, купив транспортные билеты на 24 часа. Площадь Дуомо была заполнена народом, в собор стояла длинная очередь. Сообразив, где находится билетная касса, мы взяли комплексный Duomo Pass A, и сначала пошли к лифту на колоннаду. Там была небольшая очередь, но очень тщательный контроль, проводимый военными. Затем поднялись на лифте примерно до середины высоты собора. Нужно было идти дальше по проходам и лестницам на центральную крышу, под шпиль с позолоченной статуей Мадоннины. С разных сторон можно было снимать виды с крышами и башнями города в пасмурную, но хоть и не дождливую погоду.

С крыши мы спустились по винтовым лестницам и отправились к очереди в собор, которая к 17:30 значительно уменьшилась. Опять тщательный военный контроль при входе; я наблюдал, как у мужика перед нами вызванивали всякие мелочи в карманах - ключи, электронную сигарету и так далее. Сам собор внутри большой и темный, где-то сбоку шла служба, проход в алтарную часть был перекрыт. В общем, самое впечатляющее в соборе - это его светлый мраморный фасад с множеством скульптур и барельефов.

Наш дальнейший маршрут прогулки проходил через галерею Витторио Эмануэля II. Там стояла очередь желающих покрутиться на мозаике с быком, чтобы получить кусочек счастья. Из-за этой традиции у быка на месте необходимых деталей просверлено приличное углубление.

После галереи мы вышли к памятнику Леонардо да Винчи на площади Скала. Там, на фоне театра Ла Скала, туристов развлекала различными па и прыжками балерина в черном трико.

Потом идем на площадь Мерканти. Здание ратуши (Палаццо делла Раджоне) - все в строительных лесах, приходится фотографироваться на фоне башни Палаццо дей Джуреконсульти.

Идем дальше через площадь Кордузио и по улице Данте. Впереди площадь Кайроли с памятником Гарибальди, за ней площадь Кастелло с фонтаном "Свадебный торт" и замком Сфорца (Кастелло Сфорцеско), итальянским прообразом для московского Кремля.

К замку мы добрались лишь в 7 часов вечера, поэтому музеи в нем уже были закрыты. Пришлось просто погулять внутри и повернуть обратно, чтобы в одном из кафе на Виа Данте пообедать, заказав на двоих одну порцию "Особукко кон ризотто алла Миланезе" (это кусочки тушеной телятины с желтым рисом). Официантка оказалась русскоязычной, и очень любезно нас обслуживала. Но перед расчетом пропала. Потом я ее встретил с ведром и шваброй - оказалось, что ей, как единственной женщине в кафе, поручили мыть пол во всем заведении.

Уже в темноте, возвращаясь обратно к метро на площади Дуомо, мы свернули к миланской бирже с известным памятником среднему пальцу. Обратно к отелю проехали на метро до станции Репубблика.

 

 Милан: Тайная вечеря - базилики - каналы - квартал Брера

 

Билеты на Тайную вечерю Леонардо да Винчи я приобрел через интернет примерно за 2 месяца до поездки. Это получилось не сразу, я долго отлавливал их появление на нужную дату, и в итоге взял сеанс 9:30 с экскурсией на английском.

Мы заранее пришли туда от метро Кончилацьоне, обменяли распечатанную бронь на билеты, причем билетерша даже не рассматривала наши копии паспортов. Осталось время, чтобы посетить интерьер и дворики самой базилики Санта Мария делле Грацие. Затем группу пригласили внутрь, мы прошли через 2 накопителя с фильтрованием воздуха, и попали в помещение трапезной с знаменитой фреской Леонардо. Было разрешено снимать для личных целей без вспышки, чем все и занимались, пока экскурсоводша что-то спикала. В пустом помещение трапезной только 2 фрески на противоположных стенах, чувствуется разница в мастерстве и технике исполнения.

И вот наш дальнейший маршрут этого дня:

- базилика Сан Витторе аль Корпо - рядом Национальный музей Науки и Техники Леонардо да Винчи, с большим потоком групп школьников ко входу, мы этот музей пока что пропустили;

- базилика Сант-Амброджио;

- церковь Сан Бернардино алле Монаке - оказалась закрытой;

- базилика Сан Лоренцо Маджоре с античными колоннами перед фасадом;

- парк Базилик;

- базилика Сант-Эусторджио. Почему-то ее начали закрывать в 12 часов, и нас выгнали в музей. К тому же в кассе нам продали комплексные билеты в музей Эусторджио и еще в музей Диочезано, который я почему-то упустил из виду;

- ворота Порта Тичинезе, бассейн Дарсена и канал Навильо Гранде. Утомленные, "упали" в прошуттерии на левой набережной канала, взяли панино с ветчиной, вино и десерт с кофе.

Затем уехали от метро Порта Дженова в центр на площадь Дуомо.

Началось музейное время - мы пошли в Пинакотеку Амброзиана. Там так ярко сделана подсветка картин, что они казались свеженаписанными.

Правда, религиозные сюжеты я не очень воспринимал, интереснее были некоторые исторические интерьеры, в особенности зал Библиотеки Амброзиана, но снимать там было нельзя, за этим внимательно наблюдала смотрительница. Дальше были крипта церкви Сан Сеполкро и церковь Сан Джорджо.

От последней церкви трамваем подъехали к метро на площади Дуомо. Но... метро было закрыто, на площади - демонстранты, это праздновался День освобождения Италии от фашизма. Пришлось пойти пешком к следующему метро, Сан Бабила. Навстречу, по улице Корзо Витторио Эмануэле II, шли колонны с флагами и транспарантами, а параллельно по тротуару продвигались отряды полиции. В общем, все проходило мирно, без происшествий. От Сан Бабила мы уехали к Порта Венеция, затем пешком по улице Ладзаро Палаццини пришли в отель для небольшого отдыха.

Вторая прогулка этого дня предполагалась в квартал Брера. Но сначала мы отправились на Центральный вокзал. Нужно было решать вопрос с поездкой на следующий день. Прогнозы обещали прохождение фронта дождей по всей северной Италии. Наименее дождливым должен был быть Турин - поэтому и взяли билеты на экспресс Frecciarossa туда и обратно. Единственно, я ошибся с билетной кассой, вместо кассы Trenitalia по центру нулевого этажа вокзала мы по стрелкам попали в другую кассу, которая размещалась в каком-то турагентстве. Там нам и продали билеты на 9 утра и обратно на 18, но при этом дополнительно к 132 евро взяли еще 12 за комиссию.

Уже на выходе с вокзала я перепутал спуски в метро, и мы в итоге уехали по зеленой линии к станции Ланца. И вот какой был последующий маршрут:

- базилика Сан Симпличиано, где в 18 часов должна была начаться служба, стояла полная тишина, и казалось, что все только и ждали, когда мы выйдем из церкви. Затем - церковь Сан Марко;

- Пинакотека Брера. Конечно, это знаменитая картинная галерея, но я не поклонник религиозной живописи, и последовал рекомендациям одного из итальянских сайтов - можно просто ограничиться посещением дворика галереи со статуей Наполеона в образе Марса Миротворца;

- улица Монте Наполеоне. Вдоль нее мы смотрели на витрины модных магазинов, но заходить внутрь и, тем более, что-либо покупать желания не было.

С площади Сан Бабила уехали к метро Порта Венеция, затем прокатились на историческом трамвае с деревянными сиденьями по улице Тунизия. Ужин у нас был в ресторане Ла Локанда делл'Аморе, где мы дегустировали "Котолетту алла Миланезе" (отбивной шницель из телятины на косточке), нам хватило одной порции на двоих.

 

 Поездка в Турин

 

Дорога в Турин на экспрессе "Красная стрела" (Frecciarossa) занимает всего один час, скорость на отдельных участках доходит до 300 км в час. Очень удобный состав, у нас билеты были вразброс, но при отправлении поменялись без проблем. Попутчики занимались либо работой на своих ноутбуках, либо разговорами по мобильникам.

В Турине повсюду мокрый асфальт, но дождя уже не было. Идем от вокзала Порта Нуова в центр города одновременно с несколькими большими группами школьников. И вот наш маршрут, предварительно я рассчитал его протяженность в 18 километров:

- площадь CLN с фонтанами;

- площадь Сан Карло с церквями Санта Кристина и Сан Карло Борромео и с конным памятником герцогу Савойскому Эммануилу Филиберту;

- площадь Кастелло с Палаццо Мадама и Палаццо Реале, посещение музеев откладываем до 12 часов;

- церковь Сан Лоренцо, затем собор (Дуомо), где хранится Туринская плащаница;

- археологическая зона с остатками римского амфитеатра, античные ворота Порта Палатина, базилика Маурициана (была закрыта), церковь Сан Доменико;

- церковь Консолата;

- площадь Савойя с обелиском и улица Джузеппе Гарибальди (пешеходная, некоторые параллельные улицы, по которым ходят автобусы и трамваи, пересекают ее через арки в домах). На этой улице мы зашли в церкви Сан Далмаццо и Санти Мартири;

- памятник Конте Верде и базилика Корпус Домини;

- Королевская площадка (Пьяцетта Реале) с Королевским дворцом. Но этот музей почему-то был закрыт. Теперь мы направились в музей Палаццо Мадама. Исторические интерьеры на первом (по-нашему, на втором) этаже, большая парадная лестница внизу перекрыта, поэтому поднимаемся по винтовым лестницам в башнях средневекового замка. В музее - минимум посетителей. Зашли также и в кафе.

Затем мы пошли к башне Моле Антонеллиана, через парк (Королевский сад слева был закрыт) с памятником Карабинерам. Перед входом в башню был сплошной ажиотаж, в основном из групп школьников. Но мы примкнули к небольшой очереди интуристов, и после 10 минут ожидания попали внутрь, взяв билеты на лифт, без посещения Музея кинематографии. Лифт только один, по центру здания, вместимостью 7 человек, и очередь к нему продвигалась довольно медленно. Наконец, и нам посчастливилось войти в него и стремительно подняться на обзорную галерею. Вокруг было пасмурно, Альпы виднелись вдалеке в дымке.

Теперь можно было отправиться в сторону реки По. Мы идем по галереям одноименной улицы, которая потом превращается в площадь Витторио Венето. Мимо проносятся трамваи, из-под арок зданий по пересекающим улицам выезжают автобусы. За речкой (т.е. за рекой По), с мостом Витторио Эмануэля I и искусственным перекатом после него, расстилается вид на природу с холмами и церквями на их вершинах.

Зашли в церковь Гран Мадре ди Дио, потом начали подниматься на холм с церковью Санта Мария дель Монте. С вершины холма открылся широкий вид на центр Турина, со шпилем башни Моле Антонеллиана посередине. Тут же выглянуло и солнышко. Определенно, прогнозы погоды ошиблись в лучшую сторону.

Отдохнув на скамеечках перед церковью, стали собираться продолжать маршрут. Однако времени до 18-часового экспресса в Милан оставалось не очень много, и мне пришлось урезать километраж, отказавшись от посещения парка замка Валентино. Возвращаемся обратно через тот же мост.

Вот последующий маршрут, который от площади Витторио Венето мы начали по улице Принчипе Амедео до площади Карло Эмануэле II:

- площадь Карло Альберто, рядом оказался вход в торговую галерею Субальпина

- проходим через двор Музея Возрождения на площадь Кариньяно;

- идем мимо Египетского музея в церковь Сан Филиппо Нери, затем в церкви Санта Тереза и Сан Джузеппе;

- площадь-сквер Сольферина с фонтаном Анджелика и конным памятником герцогу Генуи Фердинанду Савойскому и площадь-сквер Джардино-Самбуй перед вокзалом. Там наше путешествие в Турин и закончилось. Обошлось практически без дождей - они нас застали в Милане.

Оставалось только что-либо съесть на ужин - зашли в пиццерию на вокзале в Милане, с русскоязычной работницей, взяли кусок пиццы на двоих, картошку фри и кока-колы, все это у стойки обошлось в 4.90 евро.

 

 Поездка в Геную

 

Накануне вечером я опять выбирал, куда поехать, в связи с продолжением дождливого прогноза. Меньше всего дождей обещали в Генуе, а до 14 часов и просто пасмурную погоду. Туда и взяли билеты, зайдя на вокзале в билетную кассу Trentitalia.

Поезд Intercity был не слишком быстрый, но вполне комфортабельный. Доехали нормально, под громкие итальянские разговоры по телефону.

Маршрут по Генуе я немного изменил, чтобы успеть пройти все церкви до того, как пойдет дождь. Сначала мы спустились в метро Принчипе и проехали одну остановку до станции Дарсена.

И вот последующий маршрут:

- ворота Порта дей Вакка - церковь Сантиссима Анунциата дель Вастато;

- церковь Сан Филиппо Нери - улица Ломеллини. Эта, как и большинство остальных улиц Старого города в Генуе, черезвычайно узкая, заполненная туристами, торговцами и африканцами, причем некоторые здоровенные бугаи стоят по углам с протянутыми шапками;

- собор Сан Сиро. Я сразу не сориентировался по карте, поскольку в узких улочках плохо ловились спутники, и поэтому мы сделали лишний круг, чтобы найти вход в собор;

- площадь Сан Лука (а вот в церковь почему-то не зашли) - площадь Банки и церковь Сан Пьетро ин Банки;

- базилика Санта Мария делле Винье. В ней на полу стояло большое зеркало, позволяющее рассматривать роспись потолка;

- церковь Санта Мария Маддалена - рыбный рынок;

- Кафедральный собор Сан Лоренцо;

- площадь Джакомо Маттеотти с Дворцом Дожей - церковь Джезу э Санти Амброджио э Андреа;

- площадь Феррари;

- ворота Порта Сопрана - домик Христофора Колумба;

- улица Равекка и площадь Сарцано;

- церковь Сант'Агостино (была закрыта) и церковь Сан Донато (тоже закрыта);

- церковь Санти Мария ди Кастелло. Здесь один товарищ (может служащий, в гражданской одежде) любезно проводил нас в сакристию церкви и на ее галерею с видом на порт, рассказывал ее историю, в чем-то связанную с Византией. Правда, я понимал итальянский рассказ лишь на 30 процентов, не более. Затем мы вышли к башне Эмбриачи, совсем рядом с церковью. Эта башня будет хорошо видна со стороны порта.

Продолжаем маршрут, уже после 12 часов дня:

- площадь Сан Джорджо с церквями (закрытыми) Сан Джорджо и Сан Торпете - улица Филиппо Турати (это бывшая набережная, теперь отгороженная от порта скоростной автомагистралью на бетонных столбах) - улица Мерканция с администрацией порта в Палаццо Сан Джорджо.

Проходим под автомагистралью и оказываемся в порту на набережной с пальмами и африканцами. Собственно, моря и не видно, вокруг молы, ангары, некоторые перестроены в музеи, какие-то катера и яхты, краны вдали и вблизи, в виде аттракциона для туристов. Проходим мимо здания Аквариума по длинному мосту на качающийся на волнах остров-платформу Изола делле Кьятте, с деревянным настилом. Вот там, почти как в центре бухты, хорошо видны постройки порта, исторический маяк Лантерна и районы Генуи, амфитеатром возвышающиеся на окружающих холмах.

Только повернули назад, как начался обещанный дождь. Мы открыли зонтики и идем переулками до Национальной галереи. Там нас просят подождать полчаса до начала следующего сеанса. Пришлось сделать круг почета по окружающим улочкам, заполненными африканцами и даже черными проститутками, после чего вернулись к Галерее, купили билеты, сдали рюкзак и пошли наверх по лестнице в сопровождении служащей.

В музее сохранился ряд интерьеров Палаццо Спинола. А вот выход на крышу с видом на город оказался закрыт из-за дождя.

После Галереи мы дошли до улицы Гарибальди, зайдя в Палаццо Дория Турси. Но тут вдруг оказалось, что надо немного подкрепиться. После некоторых блужданий нашли приличное кафе на одной из улочек, с русскоязычной официанткой. На обед заказали пасту с песто (это фирменный генуэзский соус) и рыбу с овощами.

Дальше, все под тем же дождем, возвращаемся на улицу Гарибальди, где берем билеты в Палаццо дей Ролли, а именно, в Красный и Белый Дворцы. Если в Красном дворце (Палаццо Росси) были исторические интерьеры, то Белый дворец (Палаццо Бьянко) - это просто картинная галерея, а также экспозиция скрипок Страдивари. В залах были роскошные кресла, обтянутые кожей. Ну а выход оказался в дворике Палаццо Турси.

Смотровая площадка в Красном дворце тоже была закрыта из-за дождя. Поэтому пошли на площадку Бельведере Кастелетто. По дороге видим, что подходы к лифту забиты группами школьников. Идем наверх пешком, дорога заняла 10 минут. Сверху - виды Генуи с разных точек парапета, все под дождливой моросью. Каким-то образом я приспособился, чтобы сделать снимки автоспуском.

После Бельведера спускаемся вниз на улицу Кайроли и двигаем в сторону вокзала, по улице Бальби, заглянув в церковь Санти Витторе э Карло и во двор Королевского дворца (Палаццо Реале). На этот день впечатлений хватило с избытком.

Пока ехали в Intercity обратно, я разглядывал прогнозы погоды. Обещалось улучшение, с безоблачным небом через день, в субботу. Этот день мы оставили для поездки в Швейцарские Альпы, т.е. в Лугано. А пятницу - для Брешии. Так и взяли предварительно билеты на миланском вокзале.

 

 Поездка в Брешию

 

В Брешию мы отправились на "Красной стреле". Время в пути - всего 36 минут, поезд на коротком расстоянии успел разогнаться всего лишь до скорости в 250 км в час.

Выйдя на вокзале, спустились в метро и проехали 2 остановки. Метро там миниатюрное, с короткими и узкими поездами. Зато станции сооружены как бы в огромных и глубоких ямах с многоуровневыми эскалаторами, перроны оборудованы прозрачными автоматическими дверями.

Прогулка по Брешии началась, как обычно, с посещения церквей:

- церкви Санти Фаустино э Джовита и Санта Мария дель Кармине (оказалась закрытой);

- церковь Сан Джованни Евангелиста;

- проходим мимо башни Торре делла Паллата с удивительным фонтаном на ее стене;

- церковь Падри делла Паче;

- церковь Санти Назаро э Челсо;

- церковь Санта Мария деи Мираколи;

- монастырь Сан Франческо д'Ассизи.

Потом мы позволили себе выпить кофе с булочками местного типа. Затем выходим в центр Брешии на площадь Виттория со зданием почты и закрытой церковью Сант'Агата, на площади снимаемся автоспуском.

Поблизости находится площадь Павла VI со старым и новым Кафедральными соборами (Каттедрале и Конкаттедрале ди Санта Мария Ассунта). Старый собор, Дуомо Веккьо, в виде большой каменной ротонды, хранит подлинный дух средневековья. Новый собор тоже без особых украшений, но значительно больше и светлее, в боковом трансепте священник читал проповедь.

Рядом с соборами на площади возвышается административное здание Палаццо дель Бролетто с башней.

Продолжаем маршрут, теперь в сторону музеев:

- церковь Санта Мария делла Карита;

- площадь Форума. Здесь покупаем комплексные билеты Интеграто Бриксия. Первый музей - это частично восстановленный Капитолий и Римский форум. В подвале демонстрируются раскопанные фрески, а наверху, в залах храма, развернута медиаэкспозиция об история Брешии, но озвученная на итальянском языке, что нас, естественно, не слишком заинтересовало. Потом можно было подняться на раскопки амфитеатра, от него там мало что осталось. За пределами музея можно было посмотреть еще на несколько руин, включая колонны античной базилики, замурованные в стене одного из домов;

- музейный комплекс Санта Джулия. В него входят бывший бенедиктинский монастырь, базилика Сан Сальваторе с хорами для монахов и криптой, церковь Санта Мария ин Соларио (наверное, была закрыта, либо мы ее просто не нашли) и недоступная церковь Санта Джулия, превращенная в зал конгрессов. Было ощущение, что за уплаченные деньги чего-то не хватало.

После музея направились в сторону замка, посетив по дороге церковь Сан Кристо, во дворе которой шумели группы школьников. Дорога к замку понималась узким проходом вдоль стен, затем проходила по парку с видом на предгорья Альп.

Замок в Брешии достаточно большой, со сложной конфигурацией стен, ворот и нескольких башен. В цитадели находятся музей Возрождения и Военный музей, а главная башня используется для размещения разнообразных антенн связи. В музеи мы не пошли - не хватало времени, а с запада уже надвигались тучи, закрывшие солнце и предвещавшие дожди. Уже на выходе из замка нас застал ливень, пришлось прятаться под навесом.

Когда потоки дождя начали стихать, мы отправились вниз в город, теперь уже с западной стороны от замка, по лестнице к площади Тито Спери. Дальше вышли на площадь Лоджии, посетив по пути какую-то часовню в переулке. На площади привлекает внимание башня с часами сложной конструкции и здание Лоджии (Комунны города Брешия) с огромной крышей.

Лоджию оказалось возможным посетить, причем бесплатно, по нашим документам - мы оставили на вахте копии паспортов, это был единственный случай за поездку, когда они пригодились. Внутри туристам были доступны парадная лестница и большой зал заседаний с деревянным потолком под той самой крышей.

Выйдя из Лоджии, мы зашли поблизости в церковь Сан Джузеппе. Однако нужно было и пообедать - вернулись на площадь и устроились в остерии с видом на Лоджию и Часовую башню, заказав одну порцию спагетти карбонара на двоих.

После обеда снова появилось солнце, и мы опять гуляем в центре, заходим в открывшуюся церковь Сант'Агата, идем в сторону базилики Санта Мария делла Грацие.

По пути останавливаемся у памятника Гарибальди и, еще раз, у фонтана башни Торре делла Паллата. Программа поездки закончена, выходим на вокзал к экспрессу на 17 часов.

 

 Милан: вечерняя прогулка

 

Поскольку в отель мы вернулись достаточно рано, около 18 часов, после недолгого отдыха вышли в город на прогулку. Совсем недалеко находился парк - Общественные сады Индро Монтанелли. Вокруг зеленые лужайки, некоторые из них специально для выгула собак, пруд с искусственными скалами и с большой золотой рыбкой внутри, несколько памятников.

После парка сели в метро Палестро и поехали на Гарибальди ФС, к небоскребам на площади Гая Аюленти. Там вокруг небольшой площадки возвышается башня Юникредит со шпилем и еще несколько билдингов. На нижних этажах площади разные магазины, но мы ими уже не интересовались.

Пошли обратно, но купленные одноразовые билеты на 90 минут в метро не сработали. Я вспомнил, что в них входит только 1 поездка на метро. С помощью транспортного приложения нашел маршрут трамвая № 33 к отелю, выбрались на остановку, спросили у местной дамы, правильно ли оно показано. Но когда миновали Монументальное кладбище, я по навигатору в мобильнике выяснил, что едем не в том направлении! Пришлось вылезать и ждать такого же исторического трамвая обратно. Дальнейшая дорога прошла без проблем.

 

 Поездка в Лугано

 

Итак, главная поездка из Милана, к горам Швейцарии, была оставлена на лучший день по прогнозу, со сплошным солнцем, хотя и при +11 утром, но к вечеру температура поднимется до +18. Началось все, однако, с транспортной проблемы. Когда мы пришли на вокзал к назначенному поезду Intercity, то не обнаружили нашего 6-го вагона. И вообще это был состав типа электрички, хотя и современной, но всего из 4-х вагонов. Железнодорожники говорят - садитесь, занимайте места. Мы влезли в наш 2-й класс и, хоть и не сразу, но все же нашли 2 места рядом. По трансляции объявляли, что состав идет только до Лугано, остальным пассажирам до Цюриха нужно будет там пересесть. Так некоторые и ехали с чемоданами, стоя полтора часа. Наш русскоязычный сосед (студент) сказал, что это итальянцы просто поменяли тип поезда.

На следующих снимках: Центральный вокзал в Милане, 2 кадра из Комо, Кьяссо (это уже Швейцария), подъезжаем к озеру Черезо, вокзал в Лугано.

Приехав в Лугано уже без лишних проблем, поменяли 100 евро на франки, набрав разных монет для коллекции. От вокзала идет спуск вниз в город, мимо Кафедрального собора, который был закрыт на реставрацию, без признаков проведения каких-либо работ. Каким-то образом мы вышли в центр, к церкви аббатства Сант'Антонио. Рядом дома с башнями и галереями, в буржуазном стиле. Выходим на набережную Джокондо Альбертолли, всю заполненную фастфудом на столах без навесов, запахами еды и толпами жующих туристов.

Сворачиваем на площадь Риформа и улицу Насса.

Дальнейший маршрут:

- церковь Сан Карло Борромео и небольшая площадь с памятником, там мы перебираемся на набережную;

- церковь Санта Мария делли Анджоли. Это самая красивая церковь в Лугано, разделенная внутри перегородкой с огромной фреской Распятия на Голгофе.

Разумеется, маршрут был задуман для поездки на гору Сан Сальваторе. Еще 25 минут, и мы выходим к нижней станции фуникулера. Берем билеты туда и обратно (52 франка на двоих, однако), народу немного, ждем прибытия поезда.

Дорога на фуникулере занимает 10 минут, причем в середине пути объявляют о необходимости пересесть в другую кабину, которая едет по верхней половине горы. Наконец, выходим и поднимаемся на вершину горы, а потом и на смотровую площадку на крыше стоящей там церкви. Панорамы - обалденные. Внизу озеро Черезо в окаймлении крутых склонов гор, город и окружающие городки, на горизонте в разных сторонах видны заснеженные пики швейцарских Альп. С удовольствием фоткаю все налево и направо.

Поехали обратно вниз и затем пошли гулять по набережной озера. Очень красивое место на фоне гор, рядом фонтан из озера (ну как показывают в Женеве), плавают лебеди, дорожки в окружении цветущих кустов и деревьев. Так мы добрались до фастфудного ажиотажа на Джокондо Альбертолли, обогнули его и продолжили прогулку, теперь уже в городском парке (Парко Чивико), с видом на виллу Чани, ворота Лугано, Кантональный музей природы. На границе парка вдоль речки Кассарате выходим на городские улицы.

Дальше можно было бы пойти к фуникулеру на другую гору в северной части Лугано, Монте Бре. Но я подумал, что не уложимся по времени, и что нам лучше повернуть обратно.

На обратном пути зашли в церковь Санта Мария Иммаколата, а потом сели обедать в кафе, заказав один из специалитетов региона Тичино - спагетти алла педро. Расплачивался в евро - это, наверное, было не очень разумно, так как их взяли по курсу 1:1, тогда как курс обменников всюду был 100 евро к 104.50 франков.

Еще раз выходим в центр. На площади Риформа перед муниципалитетом проходил костюмированный праздник со средневековыми танцами. Осталось просто посидеть на лавочке перед озером. Затем двинули к вокзалу, поднявшись туда на городском фуникулере и купив заодно развесной швейцарский шоколад. Обратный поезд пришел без каких либо замен, это был нормальный Intercity с нашим вагоном и местами.

 

 Поездка в Бергамо

 

В Бергамо мы поехали на двухэтажной электричке в 9:05, дорога заняла 48 минут. Значительно дешевле, потому что без мест, но свободных мест в поезде было больше, чем пассажиров, разве что кое-где сидели африканцы. И ехать в такой электричке было гораздо комфортнее, чем лететь в экономклассе самолета.

Приехали и пошли по Новому городу в Бергамо, по направлению к фуникулеру в Старый город. По дороге посещаем церковь Санта Мария Иммаколата делле Грацие, ворота Порта Нуова, площадь Джакомо Маттеотти с памятником Франческо Кукки и Башней Павших (Торре деи Кадути).

По проспекту Витторио Эмануэле II долго идем дальше. Впереди виден Старый город, окруженный венецианскими стенами.

Наконец, добрались до станции фуникулера, перед которой стоит гигантская очередь. Встаем в нее, после чего я покупаю в автомате обычные транспортные билеты. Очередь, однако, заметно продвигается, поскольку дорога короткая, кабинки быстро оборачиваются, да и вмещают много народа. Наконец, и мы туда впихиваемся и едем наверх.

Наверху, в Старом городе, толпы туристов, так как это солнечное воскресенье, а в церквях уже повсюду идут службы. Перед нами:

- улица Гомбито - церковь Сан Панкрацио - башня Гомбито (закрыта);

- Старая площадь (Пьяцца Веккья) с фонтаном. Впереди Палаццо Раджоне со сквозными арками и солнечным меридианом внутри. Справа от дворца Городская башня (Кампаноне Торре Чивика).

Пройдя арки, мы оказались на площади Дуомо. Слева на ней Кафедральный собор, прямо базилика Санта Мария Маджоре, чуть правее капелла Коллеони с вычурным фасадом, совсем справа - баптистерий. Если баптистерий был закрыт (хотя вроде из него вышла экскурсия) , то в капелле просто много народа, все стоят и разглядывают великолепие убранства, включая золотого всадника на стене, а в базилике и в соборе идут воскресные службы. Мы заглянули сначала в базилику, там, в дымке ладана, сверкали золотом стены и потолки церкви, внутри полно прихожан. В соборе народу было поменьше, но все равно дальше барьера при входе туристов не пускали.

После этого мы обошли собор, я нашел за ним миниатюрный храм Санта Кроче.

Возвратились на площадь, и пошли в музей с подъемом на лифте на Городскую башню. С башни отличный вид на площадь внизу с капеллой и базиликой, а также панорамы во все стороны. И жене даже удалось поговорить по телефону с ребенком под колокольный звон собора.

В музей было включено еще Палаццо Подеста, но там оказался только дворик с колоннами и медиаэкспозиция на итальянском. Поэтому мы быстро вышли оттуда, дальше последовали:

- еще раз базилика Санта Мария Маджоре и Кафедральный собор (в базилике служба продолжалась);

- Старая площадь и улица Бартоломео Коллеони, запруженная туристами;

- церковь Сант'Агата дей Кармини - площадь Читтаделла;

- Цитадель, в которой находится Археологический музей

- площадь Лоренцо Маскерони.

Дальше можно было пройти к фуникулеру Сан Виджилио, но на остатки этой крепости я еще раньше не хотел тратить время. И вот повернули обратно через Цитадель, т.е. через двор Археологического музея, далее последовали:

- палаццо Ронкалли и улица Сан Сальваторе;

- епископская семинария Джованни XXIII - можно было заглянуть во двор через решетку - и дверь в закрытый монастырь Санта Грата;

- парк на бастионе Сан Джованни. А вот спуск в каноньеру оказался закрыт на обеденный перерыв;

- идем по верху городской стены к бастиону Сант'Алессандро. Внизу видны панорамы Нового города в Бергамо;

- ворота Сан Джакомо - это главный вход в Старый город. Мы теперь углубляемся внутрь по одноименной улице;

- опять прошли верхнюю станцию фуникулера и направились к форту Рокка Бергамо.

Наверху, под стенами форта, стоят пушки и даже один американский танк. Со стен видны панорамы альпийских предгорий. Но сама крепость закрыта.

Пора спускаться обратно, и лучше другим путем. Но второй выход из крепости оказался перекрыт частными владениями с калиткой на замке. Выходим, как пришли, и потом сворачиваем к бывшему монастырю Сан Франческо.

Дальше вышли опять к башне Гомбито и на площадь Дуомо. Теперь уже службы закончились, и мы смогли детально рассмотреть интерьер базилики Санта Мария Маджоре, со всеми ее гобеленами на стенах.

На спуск из Старого города пошли пешком по такому маршруту:

- улица Порта Дипинта - церковь Сант'Андреа - парк Делла Фара - вид на бывший монастырь Сант'Агостино;

- ворота Сант'Агостино - церковь Сант'Алессандро делла Кроче;

- улица Мазоне, по которой дошли до здания почты (Палаццо делле Посте), церковь Сан Марко, площадь Свободы (Пьяцца делла Либерта). Здесь, в баре "Борса", мы решили пообедать, заказав местное блюдо казончелли.

Дальше идем через площадь Ротонда дей Милле к базилике Сант'Алессандро ин Колонна. Античная колонна стоит на месте, а вот базилика оказалась закрытой.

Теперь прошли к улице XX Сеттембро до церкви Сан Леонардо. В нее загружают какое-то звуковое оборудование. Но нам говорят, что церковь тоже закрыта.

Делать нечего, идем дальше по улице XX Сеттембро. Я и не думал, что в Новом городе могут быть улицы, похожие на старые. Зашли в церковь Мадонна делла Спазимо.

И вот мы на площади Джакомо Маттеотти. Теперь решились подняться на Башню Торре дей Кадути, заплатив по 3 евро. Лифта нет, но на каждом этаже есть небольшие исторические эскпозиции. А сверху - панорамы Бергамо, включая отличный вид на Старый город.

В завершение маршрута еще раз заходим в церковь Санта Мария Иммаколата делле Грацие и бежим на вокзал. Электричка приходит с опозданием на 20 минут, остальное было без проблем.

 

 Милан: 1 Мая под дождем

 

На 1 Мая по прогнозу было назначено прохождение полосы дождей в Милане и окрестностях с 11 часов до 20. Пришлось менять планы и остаться в городе, чтобы не терять утренние 3 часа без дождей на поездки. Сложный вопрос, потому что праздник (нерабочий день), к тому же понедельник, большинство музеев закрыто, должны быть митинги и демонстрации, городской транспорт работает до 19:30. У нас еще оставался вариант с маршрутом по церквям в южных районах Милана. Итак, мы доехали до метро Сан Бабила и пошли по практически безлюдному городу в следующем направлении:

- базилика Сан Бабила, с великолепными мозаиками, и базилика Сан Карло аль Корзо, построенная по типу римского Пантеона;

- проспект Корзо Еуропа и площадь Ларго Берсальери;

- церковь Сан Бернардино алле Осса. Служащий предложил пожертвовать по 1 евро и пригласил нас в капеллу, в стенах которой за металлическими сетками были сложены человеческие черепа и кости, с узорами в виде крестов. Но впечатление не очень жуткое, более страшное оформление я когда-то видел в Чехии. Затем проходим мимо Миланского университета и церкви аббатства Сант'Антонио;

- базилика Санти Апостоли э Надзаро Маджоре;

- базилика Сан Калимеро (была закрыта) и церковь Санта Мария дей Мираколи прессо Сан Челсо;

- проспект Корзо Италия и закрытые церкви Сан Паоло Конверсо и Сант'Эуфемия, где-то рядом виднеется небоскреб Торре Веласка;

- площадь Сан Джованни Миссори с памятником и остатками церкви Сан Джованни ин Конка (ее крипта была закрыта);

- церковь Сант'Алессандро ин Дзебедия с украшениями из полудрагоценных камней внутри;

- церковь Сан Себастьяно в виде ротонды, на улице Торино, затем проходим мимо закрытой базилики Санта Мария прессо Сан Сатиро;

Выходим на площадь Дуомо, на которой только огромная очередь на вход в собор. Рядом, в Палаццо Реале, очередь на выставку картин Мане. Поехали на метро к замку Сфорца, но музеи в нем закрыты. Остается прогуляться под дождем по парку Семпионе. Я снимаю вид на Арку Мира, и предлагаю возвращаться обратно. По дороге можно было зайти в музей Триеналле, но не было желания. В результате решили посетить Музей науки и техники.

Поехали от метро Кадорна к метро Сант'Антонио, от которого совсем недалеко до музея. Перед входом под дождем стоит длиннейшая очередь. Ждем полчаса, затем попадаем внутрь, и там очередь в кассу еще больше, хотя и во внутренней галерее двора, что от дождя защищает. Еще полчаса ожидания!

Когда попали внутрь, поняли, что музей больше интересен для историков и для школьников. Слишком много отраслей представлено в историческом развитии очень кратко. Там, конечно, есть модели, созданные по рисункам Леонардо да Винчи. Интересны образцы итальянских радиоприемников и телефонов. Больше впечатляет коллекция паровозов в отельном ангаре, а также в еще одном здании - отдельные самолеты и детали кораблей. Во дворе находится один реактивный самолет и списанная итальянская подводная лодка.

После музея мы уехали в отель и больше из него не выходили из-за дождя. Смотрели по телевизору праздничный концерт из Рима.

 

 Поездка в Павию

 

На этот день путешествия появилось солнце, в прогнозах обещали начало дождей только в 11 вечера. Нам нужно было съездить в Павию, а потом, возможно, успеть и в Комо.

Электричка в Павию шла 32 минуты. Тоже двухэтажная, но со второго этажа мы сбежали вниз из-за неимоверной духоты - там, похоже, было включено отопление. Вот наш маршрут после приезда:

- площадь со статуей Минервы;

- улица Корзо Камилло Бензо Кавур - улица Романьози - бывший монастырь Сан Феличе. Здание трапезной с кирпичной стеной используется как университетская библиотека. Вообще в Павии мы видим очень много студентов;

- церковь Санта Мария дель Кармине. Эта церковь, как и многие другие в Павии, имеет широкий кирпичный фасад, без каких-либо мраморных украшений. Рядом находилась и церковь Сан Джованни Домнарум;

- площадь Виттория. Прямо видно административное здание Бролетто со статуей Мадонны в окне, правее возвышается кирпичный купол собора;

- Кафедральный собор Дуомо ди Павия. Собор большой и без украшений, солнце светит в окна алтарной части;

- на площади Дуомо есть также конный памятник Regisole (так и не понял, что это значит). А рядом с собором находятся остатки фундамента колокольни, которая обрушилась в 1989 году;

Далее выходим на главную улицу Корзо Нуова. По этой узкой улице ездят широкие городские автобусы, которые едва могут разминуться при встрече. Затем сворачиваем к базилике Сан Теодоро, с многочисленными фресками и древней криптой. В полу базилики сделаны окошки, через которые можно увидеть античные мозаики.

Наконец, выходим к реке Тичино. Довольно широкая речка с высокими берегами, ее украшением является Крытый мост (Понте Коперто), перестроенный вместо старого, полуразрушенного в войну, но поставленный немного на другом месте и сделанный более широким. Однако форма моста и часовня на его середине соответствуют предыдущему образцу. Мы переходим через мост на другую сторону реки, чтобы сделать снимок автоспуском.

Возвратились на левую сторону Тичино и идем к базилике Сан Микеле Маджоре. Ну это совсем древняя базилика, облицованная камнем, в некоторых местах есть барельефы. Внутри туристов встречает служащий и показывает всем и мозаику на полу перед алтарем, и место коронации императора Фридриха Барбароссы.

Выходим, дальше следуют:

- улица Луиджи Порта с двумя высоченными средневековыми башнями;

- площадь Муничипио с памятником императору Августу (такой же памятник мы видели и в Неаполе) и церковь Санта Мария ди Канепанова;

- площадь Леонардо да Винчи с тремя самыми высокими в городе средневековыми башнями;

- далее до улицы Корзо Нуово находится квартал Университета, с памятниками ученым во внутренних дворах.

Мы направились по Корзо Нуово, а затем по улице Лютпрандо к базилике Сан Пьетро ин Чел д'Оро. Это очередная древняя церковь с кирпичным фасадом.

Теперь настало время музеев. Идем к замку Висконти, расположенном в большом парке в северо-восточной части Павии. Вход для туристов - в западном крыле. А северное крыло этого квадратного в плане замка лежит в руинах с XVI века.

В замке 2 музея - Археологический музей и Картинная галерея. Они свободно расположены в широких залах на двух этажах, где кое-где восстановлены части старых росписей. Представлен также макет собора с колокольней, которая была при нем.

На обратном пути проходим здание Префеттуры, снова попадаем с другого входа в базилику Санта Мария дель Кармине, не сразу сообразив, что мы в ней уже были. Затем пьем кофе в кафе на улице Корзо Камилло Бензо Кавур и бежим на вокзал.

Наша цель - возвратиться электричкой 14:01, чтобы в Милане успеть на электричку 15:15 в Комо. Но тут видим на табло опоздание на 20 минут... Пришлось понервничать. Все-таки приехали на Центральный вокзал так, что успели купить билеты в автомате и перебежать с одного перрона на другой.

 

 Поездка в Комо

 

В Комо нужно было съездить, чтобы попасть в собор, увидеть озеро вблизи и озеро с горами - сверху. Пока едем до станции Комо Сан Джованни (всего лишь 32 минуты), светит солнце. Но выйдя с вокзала, видим, как медленно наползают тучи с запада. Бежим в центр мимо памятника Алессандро Вольта и сворачиваем к собору. Собор впечатляет снаружи, но вход в него почему-то закрыт. Рядом Палаццо дель Бролетто, башня, церковь Сан Джакомо - тоже закрыты.

Идем к фуникулеру, оперативно берем билеты и садимся в кабину. Подъем не очень долгий. Но наверху - городок Брунате, в котором непонятно что делать и куда идти. До маяка Вольта идти слишком далеко. Вижу по навигатору рядом церковь Сант'Андреа, заходим туда. Озеро все равно не проявляется. Но чуть позже мы все-таки заметили стрелочку к панораме. Оказалось, надо немного спуститься вниз по дороге от фуникулера, и там, на повороте, будет видно и озеро, и город Комо, и горы на западе в сторону Швейцарии. Вот только уже небо стало совсем пасмурным.

Приехав вниз, идем обратно, мимо станции Комо Норд Лаго и отеля Палас к собору. Он все равно закрыт. Делать нечего, продолжаем путешествие, маршрут был намечен заранее, хоть и в обратную сторону:

- улица Витторио Эмануэле II - церковь Сан Феделе;

- башня Порта Торре - городская стена и башня Гаттони;

- церковь Санти Крочифиссо (там внутри было совсем уж темно), проспект Варезе, улица Толломео Галлео, церковь Санта Мария ди Лорето.

Подбегая к вокзалу, попали под начавшийся дождь. Далее берем билеты, компостируем и... начинается "хаос" с отменой рейсов, о чем я уже писал в начале.

В общем, мы прибежали, промокшие, на вокзал Комо Норд Лаго, и уехали по другой линии.

 

 Милан: день отъезда

 

Покинули отель нормально, на вокзале в автомате взяли билеты в аэропорт (Мальпенса Терминал 1), уехали на полупустой электричке, зарегистрировались и прошли контроль, хоть и в очередях, но без нервотрепки. Осталось даже время походить по Duty Free. Самолет вылетел с небольшим опозданием. Вот только сидеть в нем я очень утомился, больно уж тесно было.

И еще некоторые мысли, чего нам не хватало в этом индивидуальном путешествии. Не было рассказов о всех достопримечательностях по маршрутам. Но где найдешь такого экскурсовода? Я заранее готовил маршруты, отмечал достопримечательности в карте Google, читал (с автоматическим переводчиком) их описания на итальянском. Но вот только мало что запомнил.

По идее, нужно было бы готовить аудиофайлы к каждой достопримечательности, и как-то прикрепить их к местам на карте. Или хотя бы пронумеровать, как это делается в музеях. Тогда можно было бы прослушать текст и вспомнить все, что нужно. Читать с экрана тяжелее, но тоже можно, такой очень подробный путеводитель я скачивал, когда ездили на Крит. В общем, в следующий раз что-либо придумаем.


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 17.08.2017