Путешествия А.В.К.

Кушадасы

© Клюшник А.В.

Турция - 2011: Кушадасы

Вместе с сыном я в этом году поменял направление летних поездок с Хорватии на Турцию. Кушадасы выбрал из-за легче переносимого климата и близости к историческим достопримечательностям. Отель - "Pine Bay Holiday Resort" - 5 звезд, с собственной бухтой и великолепным видом на море и закаты по вечерам. До центра Кушадас 20 минут на долмуше (по 2.75 TL - турецких лир), ездят часто буквально полупустые. Погода все время была солнечная, но с сильными ветрами, ночью можно было спать без кондиционера. Вода в бухте по утрам чистая, вечером похуже. Мы использовали правый участок пляжа, возле амфитеатра, с песчаным дном, на остальных участках прибой был побольше. А вот чтобы попасть обратно в номер, надо было подняться в горку, а затем на 8-й этаж. Хотя можно было дойти только до 4 этажа, затем вызвать лифт до 6-го, на уровень входа с рецепцией, затем пройти до другого лифта и проехать оставшиеся 2 этажа.

В отеле нам понравился режим All Inclusive, с множеством бесплатных баров. Wi-Fi в некоторые дни работал вполне сносно, в некоторые был явно перегружен. Но в целом я бы поставил отелю отметку 5--. Первый минус за отсутствие банкомата. К тому же за экскурсии надо было платить долларами. Приходилось специально выезжать в город, где можно было найти банкоматы с русским меню и лирами/долларами/евро. Второй минус - это хаотичный и наполовину не слишком вкусный шведский стол. Ресторан большой, но узкий, туристов толпы, особенно вечером, приходится бегать с тарелкой из одного конца в другой, чтобы сформировать свою порцию. Разве что есть бесплатные пиво и сухое вино, иногда чрезвычайно вкусные дыни, хорошие кофейные аппараты, которые выдавали кофе с молоком прямо с пенкой. Одни раз сходили в ресторан "a la carte", с видом на бухту. Там попробовали турецкую кухню в комплексе, но поняли, что это не для нас.

Лично меня еще раздражал постоянный низкочастотный гул в номере (это был номер 3807). В отдельных местах коридоров корпуса явно ощущалось наличие компрессорного центра. К тому же анимация днем и представления в амфитеатре вечером очень сильно все оглушали, иногда ночью до половины второго.

Еще надо сказать, что далековато Кушадасы находятся от аэропорта Бодрум, ехать по жаре более 3 часов. Но не летают из Петербурга чартеры в Измир.

Кушадасы

Набережная в Кушадасах достаточно живописна, ее также украшает обычно стоящий в гавани большой круизный лайнер. Пару дней там стоял и американский фрегат, мы даже видели гуляющих морпехов в штатском. В центре - небольшой караван-сарай, торговая улица со сплошным рынком вокруг, 2 небольшие мечети. За гаванью - гора с большим памятником Ататюрком. Мы полезли туда напрямик, чуть ли не по скале, в результате нас вывели наверх через трущобы старого города двое предприимчивых мальчишей. Получив по лире, они были очень недовольны, и долго возмущались по-турецки. Дальше по набережной - дамба на Голубиный остров с крепостью, общедоступное место для отдыха, но вот башня была закрыта. Еще дальше мы добрались до полустрова с холмом, на котором когда-то было поселение Неаполис, от которого уже ничего не осталось.

Национальный парк Дилек

Сюда мы добрались на долмуше из Кушадас. По дороге купили входные билеты, я также взял карту парка. Затем доехали до Большого каньона с огромными скалами по бокам. Пару часов шли наверх и выбрались до вида на горы полуострова Дилек и на остров Самос. Тут же пришла радостная SMS: "Билайн приветствует Вас в Греции!"; это какой-то оператор с греческого острова оказался с самым сильным сигналом. Обратно вниз добежали за 1 час, затем пошли купаться на 3-й пляж парка (с волнами и валунами внизу), там же и отобедали, хотя очень долго пришлось добиваться, чтобы нас вообще обслужили.

Эфес

Это была экскурсия на полдня, руины очень большие и очень впечатляющие. Больше писать нечего, посещение Эфеса действительно должно быть обязательным для всех. А вот дальше была поездка наверх к дому Девы Марии. Возле него - очередная паломническая служба. Святое место, однако.

Приена - Милет - Дидима

А об экскурсии в эти три античные города мы узнали совершенно случайно. Просто на пляже проходил мимо один русский мужик, и вдруг спросил нас - какую поездку ему лучше выбрать - туда или в Эфес? В ответ я стал выяснять, какая это фирма везет экскурсию, наша MTS от этого давно отказалась. Оказалось - Tez Tour. Затем уже через SMS я запросил нашу представительницу, и она все организовала. Из трех городов самое большое впечатление произвела Приена, с многочисленными руинами; в Милете мы в сильную жару гуляли по огромному театру; в Дидиме пообедали, а затем осмотрели руины храма Аполлона.

Измир

В Измир мы отправились автобусом-экспрессом с автовокзала в Кушадасах. Такого сервиса я еще не видел - во всех креслах вмонтированы медиа-центры с приличными наушниками, там есть и игры, и аудиозаписи, и TV, и вид с камеры через лобовое стекло. После отправления всем предлагают воду, а затем разносят чай-кофе-лимонады с печеньем и бисквитами. То есть 1 час 10 минут пути по автостраде прошли очень быстро. И все за 12 лир в фирме Pamukkale, обратно в автобусе фирмы Metro было все то же самое, и даже за 10 лир!

Вот только автовокзал в Измире слишком далеко от центра. Поэтому дальше мы добирались на такси - за 35 лир до крепости Кадиф Кале, затем за 10 до Агоры. Водитель такси, везший нас в Агору, не удержался от того, чтобы похвастаться, что он, во-первых - курд, во вторых - член PKK (т.е. Курдской Рабочей партии). Затем он купил газету и нашел в ней фото лидера PKK Оджалана. Мне осталось только ответить, что "we both are in no Russian party...". После руин Агоры мы пешком добрались до центра, где с большим трудом через рынок дошли до караван-сарая и посмотрели интерьер мечети Хисар. Потом выбрались на площадь Конак и к морскому вокзалу, где нам несколько ценных советов на русском дала одна женщина, как оказалось, сама из Абхазии, но уже 20 лет живущая в Турции.

Пообедав возле площади Конак, сходили до асансёра и прокатились вверх-вниз. Обратно по набережной до конного памятнику Ататюрку, после чего уже снова на такси (28 лир) поехали обратно на автовокзал.

Памуккале

Да, Памуккале - это настоящее чудо природы, но ехать туда все-таки далековато даже из Кушадас - около 4 часов в одну сторону. В итоге на месте мы были где-то 2 с половиной часа; пришлось отказаться от купания в бассейне Клеопатры, но зато прошлись по руинам Иераполиса, от Агоры до театра, а затем и по травертиновым террасам с теплыми потоками воды. Террасы, правда, местами желтоватые, особенно в верхней части. Увы, после Памуккале целый час потратили в торговых центрах - сначала в ониксовом, потом в хлопковом. Потом опять 3 с лишним часа до отеля в не слишком удобном автобусе.

Сельчук - Шириндже

Сельчук мы проезжали по дороге в Эфес и видели там огромную крепость на горе. Но еще тогда сказали, что она закрыта на реставрацию. И действительно, когда мы сами, на проходящем мимо отеля долмуше приехали в городок и пытались выбраться к крепости, отдыхавшие поблизости реставраторы стали очень возмущаться. Но перед этим мы уже походили по жаре, сначала возле одного из первоначальный семи чудес света, храма Артемиды, где сейчас стоит только 1 большая колонна. Затем были и в руинах мечети Иса-джами и базилики Иоанна, и нам этого хватило. Потом спустились в центр до первого работающего банкомата и поехали на долмуше в историческое село Шириндже, которое находится под охраной ЮНЕСКО.

Шириндже славится своими плодовыми винами. Мы дегустировали вина из шелковицы и 2 варианта из ежевики, но я вовремя остановился. Купили также по местному персику и заказали турецкий кофе. Общий вид на село нам любезно показала одна из местных жительниц, прямо от террасы своего дома.

Джип-сафари

На джип-сафари я ездил в Кемере в 2003 году. Организация, похоже, одинаковая по всей Турции - те же разбитые Suzuki-Samurai, за руль сажают туристов, просто спрашивая, есть ли у них права. Мы попали в джип с молодой парой из Бельгии, Робином и Андреа, оба отличные водители, за что им большое спасибо. Всего было 5 джипов (все, кроме нас, из Бельгии, точнее, из Фландрии). По дороге было 2 остановки в горах, затем остановка в ресторане на обед, и последняя - на песчаном пляже к северу от Кушадас, где за 40 минут можно было только попрыгать в волнах а затем выпить сока в ресторанчике. В общем, поездили по холмам (в Кемере были и ущелья, и крепость с видом на горы), пропылились со страшной силой.

Прогулка на яхте

Любимое развлечение турков - катать туристов на яхте с купанием в каких-нибудь бухточках прямо с ее борта. У нас было 2 таких остановки, и еще в одной бухте мы причалили к скалам, и там смогли искупаться с пляжа. Был также хорошо организованный обед, ну и виды на побережье к северу от центра Кушадас. С баром никаких проблем - бесплатно вода, кола, лимонады, за деньги кофе (3 лиры) и др.

...

В общем, я там мог произнести несколько фраз по-турецки, но когда начинали чего-то говорить в ответ, приходилось сразу просить перейти на английский. К тому же от жары с сильным ветром и прохладных напитков под конец изрядно простудился и еле долетел обратно в самолете. Придется укреплять здоровье для последующих поездок в южные края.