Путешествия А.В.К.

Макарска; Вологда

© Клюшник А.В.

Хорватия - 2008

В этот году я наконец-то смог выбраться в Макарску, вместе с семьей. По сравнению с 2007 годом путевки стали короче - 11 дней вместо 15. Цены, однако, выросли процентов на 30. С учетом дорогих экскурсий на месте про общую стоимость поездки на троих лучше вообще не упоминать. Хорошо хоть на ребенка зачастую делали скидки, несмотря на то, что 12 лет ему уже исполнилось.

Макарска

По-моему, Макарска - самый красивый курорт на Адриатическом побережье. Сразу за ним возвышаются скалы горы Биоково, высотой до 1400 м. От центра города в море выступает скалистый полуостров с парком, рядом с которым 2 бухты с великолепными видами.

Отель "Далмация" вполне приличный по условиям проживания (разве что мебель в номере была чересчур громоздкой). Из нашей лоджии были видны горы и море, с вечерними закатами над островом Брач. Питание - полупансион, шведский стол с огромным разнообразием блюд отличного качества. Были 4 варианта основных блюд вечером, 2 вида супов, множество гарниров, салатов, закусок. А также творог (утром), фрукты, пирожные (вечером). Вот только все напитки вечером за плату, как и повсюду в Хорватии. Т.е. чай - 12 кун, пиво 16.

Наша поездка совпала с чемпионатом Европы по футболу, который мы смотрели по 2-му каналу Хорватского ТВ (русских каналов в отеле не было). Можно отметить большой патриотизм хорватов: повсюду продавались клетчатые футболки и шапки, в дни матчей в эту форму одевались доже официантки ресторанов. После выигрыша 2-го матча в группе администрация ресторана встречала туристов бокалами вина и крепких коктейлей.

У нас был самый первый заезд в Макарску из СПб - с 8 по 18 июня. Оказалось, что это слишком рано для пляжного отдыха. Было 20-23 градуса, солнце перемежалось с облаками и даже с дождями. Но вода в море была уже достаточно теплой (порядка 22 градусов) и очень чистой и прозрачной. Такую воду любят морские ежи, и, чтобы не нарваться, мы тоже закупили пляжные тапки на липучках (40-50 кун). Пляжи в Макарской из крупной гальки, над пляжами большие сосны, склонившиеся к морю. Лежаки 20 кун на день. Но основное время мы все же тратили на поездки и экскурсии.

Биоково

Горный массив Биоково имеет максимальную высоту на вершине Св. Юре 1762 м, с видом на Боснию. Над Макарской самый высокий пик - Вошац, 1422 м. Продаются карты с указанием всех пешеходных троп. Мы, однако, поехали наверх на такси (500 кун). Наверху, по сравнению с Ай-Петри, природа более дикая, много скальных выступов и больших ям (с огородиками на их дне). Облака уже скрывали Боснию во мгле. Но на Вошаце, куда нас от стоянки проводил водитель, открылась широкая панорама вниз на Макарску и на море вплоть до острова Брач. Ну а остров Хвар тоже терялся в дымке.

Башка Вода

Сюда мы пришли пешком по прогулочной набережной из Макарской. В одной месте набережная превратилась в тропинку среди скалистого обрыва над морем. Башка Вода показалась очень тихим городком, откуда трудно выбраться, так как автобусы ходят по верхнему шоссе, до которого еще долго подниматься в гору. Пришлось возвращаться на такси (110 кун).

Омиш

Омиш находится в устье реки Цетина. Он сразу запоминается, даже когда едешь через него в Сплит, так как здесь самый крутые и самые красивые скалы подходят вплотную к дороге. Приехав сюда на автобусе (билет из Макарской - 33 куны, но обратно на проходящем автобусе 27), мы сразу же полезли на башню, где фотографировались на фоне ущелья Цетины. Старая часть города состоит, по сути, из одной главной улицы, собора, церкви и множества домиков с маленькими переулочками между ними. Потом в одном из ресторанов я дегустировал там "шкампи на жару", с трудом разламывая панцири этих креветок. По окончании трапезы оказалась предусмотрена миска для мытья рук.

Цетина

В каньон реки Цетины возят туристов от набережной Омиша, в моторных лодках на 10-15 человек, по 80 кун с каждого. Каньон впечатляет окружающими горными хребтами. В двух местах скалы сближаются и образуют как бы грандиозные ворота. Вода в реке прозрачнейшая. Конечная точка - старая мельница с рестораном, через 1 час обратная дорога. Нам немного не повезло с погодой, но все равно это стоило посетить.

Сплит

В Сплит мы тоже выбрались самостоятельно. Билет на автобус стоит 45 кун, ехать примерно 1 час. Сразу же отправились в дворец Диоклетиана, на колокольню собора, затем в храм Юпитера. Немножко походили и по центру города. Впечатлило. Нам сопутствовало солнце с сильным южным ветром.

Солин

Руины античной Салоны в Солине, куда мы выбрались на городском автобусе, мы искали довольно долго. В результате прошлись через все городище с остатками стен, храмов, ворот, и только в конце дороги добрались до остатков амфитеатра. В общем, прикоснулись к истории Древнего Рима.

Клис

Когда едешь через Сплит, вдали между горными хребтами видна скала с крепостью. Это бывшая турецкая крепость Клис. Туда мы поехали из Солина, вызвав такси по мобильнику. При этом мне пришлось сбегать за помощью к охранникам ближайшей нефтебазы, чтобы те могли сообщить диспетчеру наш адрес местоположения. Через 10 минут пришла машина, и за 120 кун (по счетчику) мы добрались в крепость, а после ее осмотра и обратно в Сплит (за 170). Сама крепость построена на скальном выступе с очень крутыми боковыми склонами. Там есть мемориальная доска в память о взятии крепости штурмом отрядами хорватов и ускоков в 1596 году. Отличные виды на Сплит, море и окружающие горы.

Трогир

Принимавшая нас фирма "Солен" организовала экскурсию на водопады Крка, с посещением по пути Трогира. Набралась небольшая русская группа как раз на микроавтобус. В Трогире запомнились большой кафедральный собор и его колокольня, все остальное мы пробежали в большой спешке.

Скрадин

Это городок - место отправления катеров для прогулки по озеру прямо до нижнего водопада. Вид на водопад открывался постепенно по мере приближения к конечной пристани.

Крка

Национальный парк на реке Крка включает в себя несколько водопадов и озер, а также большой открытый ресторан. Главный водопад не очень высокий, но достаточно широкий и шумный. Под конец наша экскурсоводша провела нас к автобусу дорожками правого берега, через лес с бурными потоками, почти как на Плитвицких озерах.

Хвар

У причала на набережной Макарской находится офис турфирмы "Atlas". Там мы купили поездку на "Ракете" в город Хвар (по 500 кун). Очень хорошо организованная экскурсия, вот только русских туристов не оказалось, и мы примкнули к англоязычной группе. Ребенок, наверное, пожалел, что он не проявлял рвения в изучении английского. Менее чем за час "Ракета" домчала нас до причала у Старого Града, там были поданы автобусы, которые по достаточно длинной дороге, с туннелем, привезли всех к центру Хвара. Экскурсия включала посещение собора с музеем и францисканского монастыря. Вообще город Хвар очень живописен. Над ним на горе - крепость, вокруг которой парк с изобилием цветущих кактусов и агав. На горизонте много разных островков. Нам понравилось.

Елса - Бол

Прямо на набережной Макарской мы заранее купили билеты на морскую прогулку на острова Хвар и Брач, с рыбным обедом (всего по 200 кун). Была обещана скумбрия, но желающие могли заказать и курицу. В назначенный день прогноз был безрадостным, но подойдя к кораблю (типа большой моторной яхты), мы увидели толпы туристов на верхней палубе. Пришлось устроиться внизу. В результате мы только выиграли, потому что сразу же после отплытия на тех, кто был сверху, обрушились и дождь и ветер. Команда корабля дружно предлагала продрогшим туристам согреваться самодельной ракией. Через 2 часа подошли к городу Елса на острове Хвар. Я отважился вылезти и что-то сфотографировать из-под зонтика, несмотря на грозу и сильный ливень. Дорога на Брач была веселее, поскольку начался обед с раздачей рыбы и бутылок домашнего сухого вина. На Браче мы причалили в городе Бол и немного прогулялись там под дождиком, который только собирался заканчиваться. На пути обратно из Бола капитан провел свою яхту мимо мыса Златни Рат.

Нам еще предлагали съездить на экскурсию на Брач от фирмы "Солен", на микроавтобусе и пароме, с заездом на Видову гору. К сожалению, в последний момент все сорвалось. Из-за утреннего дождя другие туристы отказались, и нам позвонили об отмене экскурсии.

Корчула

Еще одну экскурсию я взял в "Atlas'е", по маршруту Корчула - Млет, на "Ракете", по 650 кун. В этот день дул сильный ветер, и нас здорово подкидывало на волнах, пока "Ракета" шла на полной скорость, сделав 2 зигзага по пути на Корчулу. В городе было предусмотрено всего 1 час на экскурсию и 1 час свободного времени. Когда отплыли на Млет, закидало еще больше. Вдруг "Ракета" сбросила скорость, опустилась на эти гигантские волны и стала поворачивать назад. Оказалось, капитан решил отменить поездку на Млет из-за шторма. Пришлось еще 4 часа бродить по Корчуле. Но при этом мы выбрались на горку, к башне, с видами сверху на город и на окружающие островки. После возвращения мы зашли в офис, где нам без каких-либо проблем вернули разницу стоимости (150 кун).

Вологда - 2008

Второе, малое, путешествие этого года мы всей семьей совершили в Вологду на 3 дня. Поскольку все средства ушли раньше на Хорватию, мы взяли самый дешевый вариант, с поездкой туда и обратно (2 ночи) в плацкартном вагоне. Честно говоря, повторять такую дорогу больше не хотелось бы. Вагон был хоть и новый, но с нерегулируемым кондиционером. Приходилось мерзнуть под шерстяным одеялом, когда он работал, либо задыхаться от духоты, когда он выключался на остановках.

По Вологде у нас была экскурсия на полдня под конец маршрута (в 35-градусню жару), и еще 3 раза свободное время по 3 часа, причем 2 раза - вечером, когда мы гуляли до темноты, наступавшей так же поздно, как и у нас в Петербурге. Город впечатляет своим Кремлем (Архиерейским двором) с собором и колокольней московских размеров, обилием церквей и зелени, провинциальной застройкой и речкой, текущей среди высоких берегов. Вечером в центре много молодежных компаний, мирно пьющих пиво возле местных достопримечательностей.

В первый день вечером мы застали концерт из серии "Играй, гармонь" прямо на Кремлевской площади.

На окраине Вологды находится действующий Спасо-Прилуцкий монастырь, где нам один послушник любезно провел экскурсию и предоставил возможность забраться на стены. Осталось еще время выбраться к реке, чтобы увидеть снаружи мощные башни монастыря, раскрашенные разноцветными полосами.

Поездка на целый день в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри позволила прикоснуться к историческим древностям и увидеть уникальные фрески Дионисия. Кстати, в собор с фресками пускают только группами по 10 человек; фотографировать внутри собора не разрешается, даже если оплатил фотосъемку на маршруте.

Еще одна поездка была в село Сизьма, с посещением церкви, колокольни и 4-х народных музеев (краеведческого и музеев льна, хлеба и пива). Потом был русский обед в гостевой избе - щи ("шти"), картошка со свежим огурцом, деревенское пиво. Конечно, интересно было бы для этнографов, но я к таким не отношусь... Затем нас повезли в часовню Ксении Петербургской, а потом к источнику Пантелеймона Целителя. Я также никогда не был паломником, но ведром святой воды (в 3 плеска) все же окатился.