Путешествия А.В.К.

 2000
 Хельсинки; Смолячково

  © Клюшник А.В.


Хельсинки - 2000

В 2000 году я выбрался в путешествие не слишком далеко от Санкт-Петербурга. До Хельсинки всего 6 часов на автобусе. Правда, надо добавить еще 2 часа на границу, включая час на стояние автобуса в очереди к финской таможне. Сами таможни проходились без задержек, затем - обед на финской стороне в "шайбе", уже по финским ценам. И там сразу пришлось столкнуться с главной проблемой посещения Финляндии - неимоверной дороговизной.

Действительно, можно было сравнить цену в 15 финских марок (FIM, в пересчете примерно $3) за простой гамбургер, который в Петербурге стоил 12 р. (~ $0.45). 0.5 литра пива - 10 FIM (~ $1.8), в СПб - 9 р. (~ $0.35). Нормально пообедать в Хельсинки по системе Fast Food можно было за 50 FIM (~ $8). Возможно, это курс рубля к доллару был слишком занижен. Но в Хельсинки приходилось экономить на всем. Поэтому лучше было везти с собой продукты на все завтраки и ужины в отеле. Кстати, продуктовый ассортимент в России значительно богаче и интереснее, чем в Финляндии.

В Хельсинки можно было не увлекаться рыбными блюдами, несмотря на заверения в путеводителях. Плохо зная английский, я нарвался в ресторане на единственное рыбное блюдо в виде горки жареной кильки с синтетическим пюре. Жуткое зрелище стоило 50 FIM, хотя бокал пива за 20 FIM скрасил впечатление. Ради экономии я жил в отеле "Eurohostel" с удобствами на этаже. Все вместе с душем в евростандарте; никаких очередей туда не наблюдалось. Вообще надо было бы ехать компанией, чтобы взять номер на двоих - это 120 FIM (~ $19) за 1 место в день без питания, вместо 195 FIM (~ $31) в одноместном номере. Отель в 15 минутах ходьбы от центра, но в отношении передвижений по городу я предпочитал экономить время и ездил на трамваях. Их особенности: ходят часто и быстро, редко бывают переполнены, пассажиры любят разговаривать по мобильным телефонам (в СПб такого еще не наблюдалось). Чтобы дверь на остановке открылась, нужно нажать ближайшую кнопку. В салоне на стойках установлены таких 25 кнопок, и еще 5 кнопок снаружи. Билет стоил 8-10 FIM, он действовал в течение 1 часа. Чтобы не возиться с билетами и, тем более, не платить штрафы (250 FIM, хотя проверка ни разу не попалась), я приобрел карточку Хельсинки на 2 дня (165 FIM). За эту сумму - любые поездки на трамваях, метро, на катере в Свеаборг, посещение музеев, и даже лифт на башню Олимпийского стадиона.

В метро быстрые жужжащие электрички оранжевого цвета, большая часть единственной линии наземная, станции сделаны брутально-технически. Там, где есть подземные тоннели, а также в некоторых подземных переходах и в гараже под центром Хельсинки, все выглядит так, как будто проходка велась с помощью ядерных взрывов, после чего неровно оплавленные стены лишь чуть подштукатурили и слегка прикрыли арматурой. Ну а наверху городское хозяйство представляется идеальным, чему хорошо было бы взять пример для Петербурга. Обустроены все тротуары и переходы, с их разделением на 2 полосы - для пешеходов и для велосипедистов. На всех трамвайных остановках невысокие платформы за счет проезжей части, поэтому автомашинам (а это исключительно новые иномарки либо, по выходным, ретро автомобили типа кадиллаков 50-х годов) зачастую остается ездить только по трамвайным путям. Конечно, здесь нет транзитного движения, как в центре Питера, да и гранитные скалы под асфальтом или брусчаткой, а не болото. Но нет и частокола рекламных тумб и простыней, как на Невском или Каменноостровском. И машины не загромождают проходы на тротуарах в центре города.

Совсем другие впечатления о местной торговле, так как переменчивая погода, еще более прохладная, чем дома в Петербурге, дала возможность заняться шоппингом в сезон скидок. Все манекены были одеты в красные майки со словом "Ale" ("скидка"). Это означало, что товары из сверхдорогих превратились в просто дорогие. Детская футболка за 60 FIM - посчитайте, сколько это было в рублях (умножить на 4.5). Единственный универмаг, в котором еще можно было сориентироваться - это Stockmann; остальные торговые центры, из черного стекла и металла снаружи, превращены в хаотические тоннели в безликом евростандарте.

Приятно выглядят парки Хельсинки. Газоны, чрезвычайно аккуратно постриженные, используются для массовых пикников. Что там народ пьет, я не рассматривал. Но город очень чистый; в наиболее замусоренное время - воскресное утро - я видел дворников, принявшихся за интенсивную очистку территорий. Пляжей в Хельсинки нет; берега из плоских скал или валунов. Лучше всего лазать по камням на островах под бастионами крепости Свеаборг.

Раньше я много читал о финской архитектуре. Но в Хельсинки (в центре) немного функционализма 30-х. В основном, за исключением исторических кварталов вокруг Сенатской площади, напоминающих Петербург, выделяются ряд шедевров национального романтизма (вокзал, Национальный музей, телефонная станция), застройка южных районов в "югенд-стиле" (большие окна и обязательные башни с куполами), черный американизированный центр, оживляемый последними билдингами с отделкой из полированного гранита или цветного стекла, цепочка белоснежных построек возле залива в центре (Опера - Дворец конгрессов - Галерея "Киасма"). Повсюду много зданий из темно-коричневого кирпича. Необычным представляется массовое применение монолитного (а не сборного) железобетона в строительстве, например, для мостов и виадуков. При этом опалубки изготавливаются из таких досок, которые у нас шли бы исключительно для строительства частных особняков.

Пользуясь карточкой Хельсинки, я посетил музей "Атенеум", где набольший интерес представляли мрачно-унылые пейзажи 1930-х годов. Более оригинальна в целом Галерея современного искусства "Киасма". Где ощущается влияние воспоминаний авторов о любимых психбольницах на создание ряда инсталляций.

Вот еще достопримечательности: церковь в скале, торговый центр "Итакескус", башня Олимпийского стадиона, памятник Сибелиусу.

Самый большой музей под открытым небом - это крепость Свеаборг. Вот там приятно было отдохнуть, побродив по береговым позициям среди огромных русских крепостных пушек конца прошлого века. Потом я специально сходил в Артиллерийский музей (в Санкт-Петербурге), чтобы снова увидеть этих пушечных монстров, причем со всеми сохранившимися деталями.

Мне не хватило времени на аквапарк и прочие развлечения, да я особо и не стремился - для этого лучше потом привезти туда ребенка. В общем, петербуржцам обязательно надо когда-нибудь посетить Хельсинки. Благо рядом, на российском автобусе, и с заправкой топливом перед самой границей. Остальным же, кому еще добираться на поезде или самолете, конечно, нужно посчитать и подумать, не отправиться ли за ту же сумму куда-нибудь в более теплые места и на более длительный срок.


Карельский перешеек - 2000

2000 год у меня оказался посвященным отдыху на Финском заливе. Не слишком удачное было лето, но в июле еще можно было найти время между дождями, чтобы погреться и даже немного подзагореть на песчаном берегу с видом на Кронштадт. Пансионат, куда я собрался с женой и ребенком, специализируется на семейном отдыхе с давних советских времен. С тех пор изменились цены, но они все равно меньше, чем в Западной Европе. Путевка на троих на 12 дней с полным пансионом (4-х разовое питание) в 2-местный номер + место для ребенка обошлась в 11172 р. (~ $400). Добавим еще 68 р. (~ $2.5) на электричку и автобус туда и обратно.

Комментировать все это можно следующим образом. Кормежка была на убой - под конец мы устали от хождения в столовую, хотя качество было вполне приличным. Дополнительно в кафе до 20 сортов пива за 13-18 р. ($0.6-0.8) бутылка. Сервис по советским стандартам, но хорошо функционирующий. Т.е. номер с душем, но без телевизора (можно было взять напрокат) и без телефона. Вообще был только 1 телефонный аппарат для отдыхающих на весь корпус, причем аппарат бесплатный, и связь только с Петербургом. В корпусе детская игровая комната, а в пансионате - киноконцертный зал и спорткомплекс с большим и детским бассейнами. Бассейн был весьма кстати, потому что Финский залив в этом месте имеет глубину 80 сантиметров, впрочем, для детей до 10 лет это, наверное, лучший вариант. Вода в заливе хорошо прогревается и хорошо взбалтывается. Прозрачность воды оставляла желать лучшего, после ветреных дней на берегу оставалась полоса водорослей шириной около 1 метра. Пляж обширный и достаточно чистый, его убирают, также как и территорию пансионата, чего не скажешь об окрестностях в направлении города, где финские траншеи 60-летней давности просто превращены в свалки. В другой стороне, а также непосредственно в пансионате - сосновый лес с обильным урожаем черники. Речка торфяного цвета, переполненная из-за чрезмерных дождей в том году.

К походам на пляж и в лес мы добавили 2 автобусные экскурсии. Первая - на руины усадьбы Марьино и в Корабельную рощу.

Больше времени заняла экскурсия в Выборг, где мы с удовольствием поднялись на башню замка.

А вот в парке Монрепо попали под настоящий ливень, целый час его пережидали в автобусе, и все равно потом прогулялись под дождем.


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 02.01.2016