Путешествия А.В.К.

 1985
 Громово; Ростов Великий; 22-дневная поездка на теплоходе по Волге от Ленинграда до Астрахани и обратно

  © Клюшник А.В.


Карельский перешеек - 1985

Я несколько раз ездил от своей работы на сельхозработы, в соответствии со всеобщей советской практикой посылать сотрудников НИИ в колхоз по разнарядке. В 1985 году взял с собой фотоаппарат. Наш колхоз (точнее, совхоз) находился в поселке Громово на озере Суходольском, неподалеку был детский дом и руины финского дота. Работа была самой различной: весной сбор камней на полях, подготовка зерносмесей для посева, разгрузка вагонов. Осенью уборка турнепса или чего-нибудь еще. Жили в деревянном доме, рядом яблоневый сад, поодаль молочная ферма, куда мы каждый день ходили за ведром молока. Еду готовили нанятые поварихи, так что самодеятельности, как в турпоходах, не было. Вообще-то летом, когда в озере уже можно было купаться, в этот колхоз попасть было трудно из-за слишком большого числа желающих. Надо сказать, что мы работали не только на ближайших полях; нас возили даже к реке Бурной (1 час на автобусе), где сохранились гранитные надолбы линии Маннергейма. И туда же привозили обед в бидонах, почти как в "Приключениях Шурика".


Ростов Великий - 1985

Возможность проехаться по путевке в Ростов Великий в сентябре 1985 года предоставилась совершенно неожиданно. В этой поездке мы с женой попали в очень хорошие условия, с прекрасным номером в гостинице. Повезло с погодой. Помимо экскурсии по Ростовкому Кремлю, выбрались и к обеим монастырям на его окраинах - к Спасо-Яковлевскому и Авраамиеву.

Борисоглеб - Карабиха

Борисоглебский монастырь почти как крепость, с боевыми ходами на стенах, возможностью залезть под купола башен. А Карабиху - музей Некрасова - посетили по дороге в Ярославль.

Ярославль

В Ярославле у нас была большая экскурсия по Спасо-Преображенскому монастырю и затем свободное время до отхода вечернего поезда в Ленинград. Разумеется, поднялись на смотровую площадку на звоннице.


Волга - 1985

Основной отдых у меня получился только в октябре. К отпуску я купил 2 путевки на теплоходный маршрут от Ленинграда до Астрахани и обратно, в каюте класса 2А. Поначалу вызывало сомнение, что можно покрыть такое расстояние за 22 дня, и что останется достаточно времени на экскурсии по городам. Но оказалось, что всюду можно успеть, если нигде долго не задерживаться. Наш теплоход (4-палубный "А.Сурков" постройки ГДР), ушедший в последний рейс навигации, мчался по водохранилищам с максимальной скоростью и не застревал в очередях перед шлюзами. Первые 3 дня по Волго-Балту, вплоть до Ярославля, прошли вообще без остановок. Там мы догнали предпоследний теплоход ("Владимир Ильич"), который отправился за день до нас. Мы его еще не раз видели в дальнейшем, из-за туманов, которые только перед нами и рассеивались. Снаружи было +5°C, но в каюте спасал от холода калорифер. Самые теплые воспоминания - о теплоходном ресторане. Зато в барах делать было нечего. Это был разгар горбачевской антиалкогольной кампании; окружающие затаривались на стоянках и пили по каютам. С учетом отсутствия звукоизоляции переборок между каютами ночи были весьма шумными.

Разумеется, зеленых стоянок для купания уже не было в расписании, поэтому в некоторые города заходили по 2 раза (это плюс). Минусом было то, что заходы, как правило, были во 2-й половине дня, и все экскурсии заканчивались в темноте, что было очень неудобно для фотосъемок.

Волго-Балт

Первые 3 дня, в самый разгар золотой осени, теплоход шел без остановок по Волго-Балту. По маршруту были Нева и Ладога (ночью), реки Вытегра и Шексна, где мы миновали ряд шлюзов, Горицкий монастырь и металлургический комбинат в Череповце. Рыбинское водохранилище также прошли ночью.

Ярославль

1-я остановка была в Ярославле, где мы уже были месяц назад. Поэтому досматривали, уже без солнца, то, что пропустили раньше.

Горький

2-я остановка - Нижний Новгород (тогда еще Горький). Запомнились широкие панорамы с крутых берегов Оки и Волги. Очень красиво выглядел закат, которые трудно было запечатлеть без штатива. Большой Кремль, обилие церквей делает силуэт города очень выразительным. Несколько портят вид лишь пара типовых девятиэтажек, поставленных на самом высоком месте набережной.

Казань

Следующий переход - и мы в Казани. Я вспомнил свои предыдущие поездки. Но вот под вечер там похолодало до 0°C, и фотоаппарат втихомолку перестал делать снимки - замерз элемент питания. Пропали кадры Кремля и гостиницы "Татарстан".

Жигулевские горы - Куйбышев

Миновав ночью Ульяновское водохранилище, теплоход вышел на самый красивый участок Волги в район Жигулевских гор. Примерно час можно было их фотографировать по правому борту. Ну а затем стоянка в Куйбышеве, осмотр достопримечательностй. По дороге с пристани в центр миновали "горбачевскую спираль" - очередь в магазин за водкой.

Саратов

В районе Саратова вовсю светило солнце, и по правому борту очень привлекательно выглядели Змеевы горы. На центральной улице Саратова была организована ярмарка. Но вот что мы там еще делали, я совершенно не помню.

Волгоград

Миновав Волгоградскую ГЭС, теплоход еще целый час шел к пристани в центре Волгограда, оставляя справа Мамаев курган и Музей-панораму Сталинградской битвы. Нас везут на экскурсию по мемориалам. В свободное время знакомимся с подземным трамваем - там на трамвайной линии в центре есть 2 станции типа метро, но с низкими платформами и левосторонним движением, как в Англии.

Никольское

Из-за не слишком прямого фарватера теплоходы проходят отрезок от Волгограда до Астрахани за сутки, с остановкой у села Никольское. На этой стоянке можно было купить арбузы и увидеть большую песчаную дюну.

Астрахань

А в Астрахани у нас была стоянка на целый день, к тому же наконец-то мы догнали уходящее лето, попав в +15°C. Конечно, впечатляет Астраханский кремль, обилие зелени на улицах, пальмы в кинотеатре "Октябрь".

На этом половина путешествия закончилась, поплыли обратно. Снова остановка в Никольском, уже не интересно. Еще одна ночь - и мы в Волгограде.

Волгоград

Повторное посещение Волгограда: гуляем по центру, ищем исторический универмаг (оказался спрятанным во дворе) и вокзал.

Саратов

Теперь на подходе к Саратову, т.е. южнее его, видны горы Столбичи. В городе переменная облачность, но временами можно что-то снять и на солнце.

Куйбышев

Фотографирую вид Жигулевских гор на горизонте, шедевры конструктивизма, рынок где-то далеко и железнодорожный вокзал рядом. Надо бежать обратно на пристань.

Ульяновск

Вот и приплыли в позднюю осень (или раннюю зиму). Выгружаемся в Ульяновске под мелким противным дождем. Нас везут автобусами в гору, т.е. в центр города. Идем по краю этой горы к главному музею города - Ленинскому мемориалу. Самый ценный экспонат там - это макет Симбирска, со всеми церквями, которые были потом снесены для строительства этого мемориала.

Чебоксары

В то время шла подготовка к затоплению берега за счет ввода в строй Чебоксарской ГЭС. Поэтому теплоход остановился на рейде, а нас вывозили на катерах. Экскурсию по городу включала в себя показ памятника Чапаеву и посещение Картинной галереи, вполне приличной по своей экспозиции. Обратно попасть на теплоход удалось только после долгого ожидания катера.

Чкаловск

Сюда пришли уже почти совсем в темноте. Недалеко от пристани - музей Чкалова и ангар, в котором стоят 2 исторических самолета.

Горький - Балахна

В Горьком была утром техническая стоянка, т.е. заправка теплохода, без выхода пассажиров на берег. Далее прошли Горьковскую ГЭС и узкий участок в районе Балахны, с извилистым фарватером.

Кострома (поездка к Ипатьевскому монастырю)

В Кострому пришли во 2-й половине дня, после чего нас сразу же пригласили на большой катер, чтобы отправиться в Ипатьевский монастырь. Но я фотографировал сам монастырь раньше, и в лучшую погоду. Поэтому здесь представлены только снимок из музея бабочек, а также несколько церквей в окрестностях.

Плёс

Проходим Костромскую ГРЭС с большими дымами, затем останавливаемся в Плёсе. Красивое место, высокие холмы, церкви внизу и наверху, вид на прямой отрезок Волги и на гору Левитана.

Волго-Балт

А с Волго-Балтом связано и единственное приключение под конец маршрута: из-за шторма на Ладоге теплоход застрял в устье реки Свирь. Пассажиров сняли с помощью катера и отправили домой на автобусах.


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 27.12.2015