Путешествия А.В.К.

 1980
 Москва; Кострома; Валаам; Эльбрус - Мир - Приют 11 - 4-дневный поход через перевал Бечо - Местиа - Зугдиди - Новый Афон; Вийтна

  © Клюшник А.В.


Москва - 1980

В 1980 году я ездил в Москву 2 раза. Вообще-то обычно приезжал Моску либо в командировку на 1 день (ночь в поезде туда и ночь обратно), либо проездом с юга, делая пересадку на ночной поезд в Ленинград. Традиционными маршрут: сначала ВДНХ, где в павильоне Радиоэлектроники я знакомился с дефицитными тогда стереорадиолами и с новыми ЭВМ. Впервые там увидел М-222 с "космическим" пультом, состоящим из огромного числа лампочек; для такого компьютера потом пришлось писать программы. Затем - пробежка через ГУМ - ЦУМ - Петровку - ул.Горького, с выстаиванием очереди в какой-либо столовой. Довольно скоро я начал ориентироваться в линиях метро и выезжать на фотосъемки в окружающие центр Москвы древние монастыри. Вечером, если в поездке была компания, - посещение очередного ресторана ("Прага", "Пекин", "Арбат", "Славянский базар"). И все перечисленное без необходимости какой-либо регистрации.


Кострома - 1980

Поездка в Кострому по "горевшей" путевке выдалась мне совершенно неожиданно. Я туда уехал вместо того, чтобы отрабатывать в апреле ленинский субботник. Все бы ничего, да только в это время Кострома была завалена свежевыпавшим снегом.

Была устроена экскурсия по маршруту Приволжск - Плёс, с посещением Доиа-музея Левитана.

Еще одна экскурсия - в исторический Ипатьевский монастырь.


Валаам - 1980

Еще одна поездка - на теплоходе на Валаам, 2 ночи и один день. На Валааме главная забота - добежать до монастыря и успеть вернуться к отходу своего теплохода. Поход я организовал по более сложному маршруту, с забегом в Белый скит. Монастырь еще не действовал, поэтому не было никаких ограничений для туристов. На обратном пути теплоход попал в шторм (для Ладоги это обычное явление), поэтому всех изрядно поболтало.


Кавказ - 1980

Горные фотографии 1980 года я снимал во время путешествия по турпутевке "Через перевал Бечо". Путевка бралась заранее, с учетом предстоявшей Московской Олимпиады. Поэтому лучшее для отдыха время - июль - проходил для меня, как и для большинства сотрудников моей работы, в кабинете начальства, перед цветным телевизором. И только в конце августа я полетел на Кавказ продлевать лето.

К началу маршрута - на турбазу "Эльбрус" - я очень долго добирался на рейсовом автобусе из аэропорта Минвод. Сразу же группу вывели на тренировочный подъем к ближайшему кругозору.

На маршруте были также запланированы: вылазка к леднику Шхельда, подъем на Чегет, 2-дневный поход на Эльбрус к "Приюту-11" и обратно, и затем 4-дневный переход в Грузию (Сванетию) через перевал Бечо. На Чегете 2 очереди кресельной канатки, с промежуточной станцией у кафе "Ай". Если внизу склоны Чегета воспринимались как парк, то у верхней точки вместо растительности остались одни камни; оттуда великолепные виды на Донгуз-Орун и на Эльбрус. Во время подъема все-таки пришлось прилично подмерзнуть. Возникало даже желание спрыгнуть вниз с кресла. Ну а канатка на Эльбрус - тоже 2 очереди, каждая с парой кабин (3-я очередь была еще только в проекте). Наверху, на высоте 3500 метров, предстояла ночевка в подземной тургостинице. Обстановка в многоместных номерах без излишеств, с 2-этажными железными кроватями. На следующее утро походным строем группа вышла на ледник и без проблем поднялась до "Приюта-11". Вот там (4200 м) уже было по настоящему холодно, особенно ночью, в неотапливаемых деревянных номерах это оригинального здания. А вечером можно было прогуляться среди гор мусора вокруг приюта и полюбоваться величественной панорамой Главного Кавказского хребта.

Спуск с Эльбруса прошел во время снежной пурги. Проводник был спокоен, у всех были казенные штормовки и рюкзаки, к тому же он научил нас использовать запасные шерстяные носки в качестве рукавиц. И вся группа проявила прекрасное чутье и врассыпную спустилась к станции канатной дороги, никого не потеряв по дороге. Следующие кадры - это короткий отдых на Поляне нарзанов.

А вот снимки из поездки в Терскол и Чегет, с подъемом на канатке.

Пеший маршрут через Бечо был организован без возможности возврата прокатного турснаряжения, и поэтому исключительно со своими рюкзаками или чемоданами, у кого что было. Самый длинный и самый эффектный переход - непосредственно через перевал. Особенно запомнилось карабканье по вертикальным ступенькам в леднике, хотя и без скатывания с него по желобу, как это было когда-то на Гезе-Вцеке.

В Сванетии мы остановились на Южном приюте в роскошных условиях, без необходимости залезать для ночевки в спальники. Можно было пройтись в лес и набрать большое количество опят и много голубики, росшей кустами высотой с метр. Но главные достопримечательности - древние сванские башни - ожидали нас в Местиа, где и закончилась горная часть маршрута перед отъездом в Зугдиди и Новый Афон.

Турбазы в Имеретии и Мегрелии (Западная Грузия) - это промежуточные остановки на дороге с кавказских перевалов к Черному морю. В Зугдиди наша группа провела только 1 ночь; единственное мероприятие - танцы на площадке между деревянными домиками. И лишь из окна автобуса можно было заметить руины древней крепости неподалеку, в Гали, по дороге в Новый Афон.

Абхазия всегда была лучшим местом отдыха для туристов, перешедших через снежные перевалы Центрального Кавказа. Так я оказался в Новом Афоне, после Эльбруса и перевала Бечо. Это райское место не зря облюбовали в прошлом веке монахи Симоно-Кананитского монастыря. Рядом с Черным морем две горы - Иверская и Афонская, на холме под Афонской горой и был выстроен монастырь в виде каре братских корпусов с храмом посередине, в котором сохранились росписи Васнецова. Мы, туристы, жили по четверо в бывших кельях; длинные коридоры вели в грандиозную трапезную, украшенную цветными витражами. Вокруг монастыря сохранилась старая оливковая роща и монастырская ГЭС, неподалеку от которой - древний храм Симона Кананита X в. и памятная доска в честь приезда Императора Александра III. Если пройти за платформу для электричек, зажатую между двумя длинными тоннелями, и подняться в гору, то можно попасть в пещеру апостола Симона Кананита, в которой он вместе с Андреем Первозванным спасался от преследований за проповедь христианства.

Каждый день приходилось возвращаться с пляжа наверх по длинной аллее, вымощенной каменными плитами. Эта дорога строилась паломниками - по одной плите за каждый отпущенный грех. Ну, а рядом с пляжем - великолепный монастырский парк.

Надо сказать, что, создавая все это, монахи разгромили более древние достопримечательности - от Анакопийской крепости на Иверской горе остались только руины храма на вершине. Зато в самой горе уже в советские времена была обустроена Новоафонская пещера, длиной более 3 км.

Конечно, я ездил в Сухуми, видел там дольмен во дворе музея, посетил Ботанический сад и Обезьяний питомник, фотографировал виды с вершины горы Баграта.

Другие экскурсионные места Абхазии - Гагра, где горы вплотную подступают к пляжу и Приморскому парку; мыс Пицунда с реликтовой сосновой рощей, самой прозрачной водой на всем черноморском побережье Кавказа и с закрытым для простых смертных туристским комплексом; озеро Рица, зажатое горами, все забитое гудящими прогулочными глиссерами, с которых вам показывают место, где находилась очередная дача Сталина. Еще одна поездка - в село Лыхны.


Эстония - 1980

В 1980 году я также поехал осенью на семинар в Эстонии, организованный в загородном мотеле по дороге на Таллин. Доклады проходили в каминном зале; вечером под ним начинала функционировать сауна с выходом прямо в еще не остывшее после лета озеро. К тому же организаторы выставили большую бочку пива.

Осталось также время, чтобы побывать в Таллине и походить по улочкам Старого города.


Клюшник А.В.
Санкт-Петербург - 25.05.2022